· Віра · Проповіді · Про УЛЦ · Літургія · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ

Зміст

11. Церковь и ее пасторы

      "Благодарение Богу, — писал Лютер, — любой семилетний ребенок знает, что такое Церковь, а именно — святые верующие, овцы, которые слышат голос своего Пастыря" (Шмалькальденские артикулы, III, xii, 2). Это высказывание Лютера, — сформулированное в столь свойственной ему прямолинейной и упрощенной манере, — вообще-то не является вполне универсальным. Говоря так, Лютер указывал на лютеранских детей. Римокатолики его дней имели совершенно искаженные и неверные представления о Церкви. Они полагали, будто Церковь — это папство, или духовенство, или формальное церковное учреждение со всеми его церемониями и обрядами.
      Лютеровское понимание и определение Церкви стало потрясающим экзегетическим прорывом и важным открытием. Подобно глубокому исследованию Писания, в конце концов приведшему его к познанию того, как оправдывается несчастный погибающий грешник, это исследование привело его к познанию того, чем в действительности является Церковь.
      И опять же, Лютер открыл, что такое истинная святость: "Святость состоит вовсе не в ношении стихарей, тонзур, длиннополых мантий и других обрядах, выдуманных ими, вопреки Святому Писанию, но [святость заключается] в Слове Божием и истинной вере" (там же, 3).
      Меланхтон за семь лет до Лютера в своей обычной, более точной манере дал определение Церкви: "[Наши церкви] учат, что единая Святая Церковь пребывает и должна пребывать во веки вечные. Церковь — это собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправляются Таинства" (АВ, VII, 1). Он предлагает более подробное определение, чем лютеровское, указывая не только из кого состоит Церковь, — а именно из всех святых (или верующих), — но говоря далее о признаках, по которым можно определить присутствие Церкви. Это необходимо, ибо если Церковь состоит из всех верующих, но никто из людей не может заглянуть в сердце другого человека и увидеть его веру (ибо только Бог в состоянии сделать это!), то как же мы можем тогда узнать, где присутствует Церковь? Это был важный вопрос в те дни, когда римокатолики говорили: "Церковь — это мы", а энтузиасты, анабаптисты и другие заявляли: "Церковь — это мы!"
      По существу, Меланхтон, указывая признаки Церкви, имел в виду то же самое, что и Лютер, когда он говорил о том, что делает Церковь святою. Святой Дух освящает Церковь посредством внешних форм Евангелия, — Слова и Таинств. Эти внешние формы показывают нам, где Церковь, являются инструментами и силою, посредством которых Дух Божий созидает и сохраняет Церковь прежде всего.
      Сколь простым является наше лютеранское учение о Церкви! И вполне понятно, почему, согласно утверждению Лютера, каждый семилетний ребенок знает, что такое Церковь. Не удивительно также, что определение, данное Меланхтоном, оказалось столь кратким.
      И конечно же, это определение не осталось без внимания в те дни. Римская Католическая церковь совершала всяческие нападки на лютеран, настаивая на том, что единство Церкви зависит от ее пребывания под властью папы, а также от повсеместного соблюдения однообразия установленных людьми обрядов и церемоний. Они обвинили лютеран в том, что их взгляды по этому вопросу являются еретическими. И Меланхтон был вынужден обстоятельно и подробно защищать лютеранскую позицию не только в "Апологии Аугсбургского вероисповедания", но и, шестью годами позже, в трактате "О власти и первенстве папы", где он не только отрицал, что папство с его иерархической структурой является Церковью, обладающею Властью ключей и даже властью над мирскими царствами, — но, поскольку папа провозгласил себя наместником Христа на земле, и заявил, будто для спасения необходимо веровать в то, чему он учит (О власти и первенстве папы, 3), Меланхтон утверждал, что папство23 — это и есть сам антихрист (О власти... , 39 и далее), о котором пророчествовал Апостол Павел во 2-ой главе 2 Послания к Фессалоникийцам, и который, согласно этому пророчеству, восстанет изнутри Церкви, вводя в заблуждение христиан своими безбожными богохульными учениями и отвергая само Благовестие о спасении по благодати.
      Другие секты тех дней также отвергали лютеранское учение о признаках Церкви. Энтузиасты и анабаптисты полагали, что они могут создать "чистую" церковь, без лицемеров и приспособленцев, и они отвергали идею о том, что Дух действует исключительно через Писание, изреченное Слово и Таинства (Шмалькальденские артикулы, III, viii, 3). Отношение Лютера ко всем этим спиритуалистам было совершенно непримиримым: "Это дьявол и древний змей..." (там же, 5). Позже кальвинисты ввели третий признак Церкви, а именно — внешнюю церковную дисциплину. И это полностью противоречило лютеранской позиции, ибо чада мира сего способны поддерживать внешнюю дисциплину [лишь] в некоторой степени (Апология, IV, 4 и далее). Честно говоря, я полагаю, что такое нововведение кальвинистов в этом вопросе являет собою начало порочных плодов позднего пиетизма, получившего развитие как среди кальвинистов, так и среди лютеран. Ибо этот новый признак, который может быть истолкован многими весьма различными и туманными путями, побуждает христиан к фарисейству, либо лишает их всей полноты евангельского утешения, не предъявляющего нам никаких условий.
      Лютеранское учение о Церкви приносит людям чудное утешение. Оно полностью согласуется с учением о том, что грешник спасается и оправдывается исключительно по благодати, без дел, также оно согласуется с учением о том, что один лишь Дух Божий порождает веру в наших сердцах и сохраняет нас в Церкви Христовой. Ничто в лютеранском учении о Церкви не звучит так убедительно и утешительно, как прекрасные слова Лютера из его "Большого катехизиса" (II, 51-53):

      "Значение и суть этого добавления [этого сочетания] таковы: я верую, что на земле существует маленькая святая группа, община [собрание], состоящая исключительно из святых, единой главой которой является Христос, группа, призванная и собранная вместе Святым Духом, пребывающая в единой вере, едином мнении и едином понимании, обладающая различными дарами, но все же имеющая между собой согласие, без сект и расколов.
      И я также являюсь ее частью и членом [членом истинного собрания святых], причастником и совладельцем всего благого, чем она обладает, всего, что привнесено в нее и соединено с ней посредством Святого Духа, [и я стал ее участником] услышав, и продолжая слушать Слово Божье, которое есть начало вхождения в нее [является основным условием вхождения в собрание святых]. Ибо прежде, до того как мы присоединились к этому собранию, мы полностью и всецело принадлежали дьяволу, ничего не зная о Боге и о Христе.
      Таким образом, до самого последнего дня Святой Дух обитает со святым собранием верующих [со святой общиной] или христианским миром, посредством которого Он приводит нас ко Христу, и который Он использует для того, чтобы научить нас и проповедовать нам Слово, и через который также Он производит и осуществляет освящение, поддерживая [эту общину] в ее повседневном росте и укреплении в вере и плодах Духа, которые Он производит".

На початок!

Служители в Церкви

      Служение Церкви, — как неизменно свидетельствуют наши Вероисповедания, — заключается в том, чтобы проповедовать Евангелие и преподавать Таинства. Поместные церкви повсюду совершают это публично и упорядоченно, призывая и рукополагая пасторов, учителей и служителей. "Ибо везде, где существует Церковь, там существует и право [заповедь] преподавать Евангелие. Таким образом, необходимо, чтобы Церковь сохраняла власть [право] призывать, избирать и рукополагать служителей" (О власти и первенстве папы, 67). В наших Вероисповеданиях, насколько я могу судить, употребляются такие термины как "пастор" (пастырь), "служитель" (слуга Слова), "учитель" (доктор), "пресвитер" (старейшина), "епископ" (надзиратель), или "духовник" в качестве взаимозаменяемых понятий (см. АВ, XIV, также О власти... , 61, 62, 65, 67, 72). Хотя Христос не устанавливал никакой иерархии среди пасторов, служителей и учителей, имеющих различные особые дары (О власти... , 7-11), лютеране сохраняют епископские должности и иерархию среди духовенства, считая это человеческим установлением. Право общины призывать и рукополагать пасторов — не просто некая возможность, которую церковь может использовать или не использовать по своему усмотрению. Пасторское служение не является делом христианской свободы. Церковь должна рукополагать пасторов, публичных служителей Слова (Апология, XIII, 12).

      Но как именно общины призывают, избирают и рукополагают, — в наших Вероисповеданиях не сказано. Это является делом христианской свободы. Случается, что в некоторых случаях призвание и рукоположение производится пастором, в других случаях — епископом (занимающим более высокое положение в церкви только по человеческому праву), иногда это осуществляется правителем. Обычно сама община участвует в таком событии. В любом случае, это осуществляется всегда. "О церковном порядке (образе правления) наши церкви учат, что никто не должен публично учить в церкви или отправлять Таинства, если он не призван к тому установленным и законным образом" (АВ, XIV). Кроме того, подобно неразделимости воды и Слова при Крещении, призвание, избрание и рукоположение всегда осуществляется вместе, дабы утвердить в общине подготовленного и способного человека пастором или учителем. Римское католическое учение, будто рукоположение является Таинством, изменяющим характер и сущность служителя, отвергается нашими Вероисповеданиями, хотя Меланхтон не возражал против того чтобы называть рукоположение "таинством", если его "понимать как обряд, относящийся к служению Слова" (Апология, XIII, 11). "Возложение рук", или "ординация", совершаемая обычно епископом, осуществлялась для "подтверждения" того, что избрание и призвание произведено надлежащим образом (О власти... , 70).

      Авторитет или власть, принадлежащие служителям, были установлены Самим Христом, и это та же власть, которой обладали Апостолы, хотя пасторы в наши дни не имеют всех сверхъестественных даров, которыми были наделены Апостолы. Эта власть является исключительно "духовной" (О власти... , 31). Ее сущность состоит в публичном отправлении служения Ключей, дарованного всей Церкви как общности верующих (О власти..., 24). Обычно оно называется просто "служением Слова" (Апология, XIII, 11-13), или "служением Евангелия" (О власти..., 34; см. также Шмалькальденские артикулы, III, iv). Служение, то есть работа пастора или служителя, кратко описано следующими словами: "Евангелие заповедует тем, кто руководит церквями, учить Благовестию, отпускать грехи, отправлять Таинства, и кроме того — определенные полномочия, а именно — отлучать от Церкви тех, чьи грехи известны, и вновь отпускать грехи тем, кто покаялся" (О власти..., 60; АИ, XXVIII, 5). Этого хватает, чтобы полностью загрузить работой любого пастора. Его служение не подразумевает участия в мирском правлении (АИ, XXVIII, 2), хотя, в качестве обычного рядового гражданина страны, он может принимать активное участие в общественной жизни и всех делах, касающихся гражданского управления государством.

      По-моему, примечательно, что выше Меланхтон говорит о компетентности публично отправлять Власть ключей, отпуская грехи раскаявшимся грешникам (см. АИ, XXVIII, 21). Может показаться, что это расходится с тем, что лютеранские церкви практикуют в нашей стране24, где община приняла эту функцию на себя, хотя, несомненно, в прежние времена пастор всегда действовал от имени общины, как ее представитель. Я не могу найти никаких указаний в наших Вероисповеданиях, чтобы общины или синоды производили отлучение от церкви, и фрагмент Мат. 18:15-20 никогда не употреблялся в наших Вероисповеданиях как образец для дисциплинирования общины или для отлучения кого-то от церкви, хотя, возможно, это и было упущением.

      Нет необходимости говорить, что духовная Власть ключей, возлагаемая на служителя публично для того, чтобы проповедовать и применять Евангелие, даже не отпуская грехи и отлучая от церкви, является в действительности огромной властью, превосходящей всякое право, существующее в системе мирского правления или в природе, а также связана с величайшей ответственностью. Потому пасторское служение в высшей степени почиталось людьми в те времена, — не из-за личных, человеческих качеств того или иного пастора, но благодаря тому, что его служение заключалось в проповеди Слова Божия и зависело от этого Слова (см. Апология, XV, 41 и далее).

На початок!

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz