· Віра · Проповіді · Про УЛЦ · Літургія · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ

Зміст

10. Деяния Духа

      Я полагаю, критика, звучащая из нескольких источников в адрес лютеран, что они уделяют мало внимания деяниям Святого Духа, является вполне обоснованной. Действительно, сколь часто мы прославляем и молим Святого Духа, провозглашаем Его деяния с наших кафедр, благодаря Бога за Его присутствие и дары? Возможно, именно такая апатия и пренебрежение Духом Святым и Его Деяниями привели многих современных лютеран к соединению с пятидесятничеством и другими сбившимися с истинного пути движениями, которые особо акцентируют, — хотя часто совершенно неверным образом, — деяния Святого Духа и Его присутствие среди христиан.
      Такая критика, однако, никак не может быть направлена против Лютера и других реформаторов, составивших наши Вероисповедания. Ибо лютеранские Вероисповедания не только провозглашают богодухновенность богословия Писаний, не только раскрывают исполненную Духа жизнь и свидетельства своих авторов, но подчеркивают повсеместно чудесным образом спасительные и утешительные деяния Духа в жизни каждого верующего и всей Церкви. Стоит только вспомнить слова Лютера в его разъяснениях по Третьему артикулу (Краткий катехизис, II, 6), чтобы оценить всю красоту и силу, с которой лютеранство выразило этот великий и утешительный факт:

      Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере. Также, как Он призывает, собирает, просвещает и освящает всю христианскую Церковь на земле и сохраняет ее с Иисусом Христом, в единой истинной вере. И в этой христианской Церкви Он ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в Последний день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во Христа жизнь вечную".

     Вот два особых утверждения о деяниях Святого Духа, неоднократно повторяемые в наших Вероисповеданиях:

      1. Во-первых, наши Вероисповедания подчеркивают деяния Духа как Утешителя, когда Он производит в нас веру посредством Благовестия (АИ, V, 2), дабы освящать, очищать, укреплять и утешать всех верующих во Христа (АИ, III, 4). Лютер сказал (Большой катехизис, II, 38):

      "Ибо ни вы, ни я не могли бы даже ничего знать о Христе, или веровать в Него, или обрести Его как своего Господа до тех пор, покуда Он не был предложен нам и дарован нашим сердцам Святым Духом через проповедь Евангелия. Дело полностью завершено. Ибо Христос приобрел сокровище для нас путем Своих страданий, смерти, воскресения и т.д. Но если бы это дело осталось в тайне, так, чтобы никто не знал об этом, то оно было бы тщетным и утраченным [для нас]. Поэтому, для того, чтобы это сокровище не было сокрыто, но распределялось и использовалось, Бог совершил так, чтобы Слово шло вперед и провозглашалось, Слово, в котором Он дает Святого Духа, чтобы принести это сокровище на предназначенное ему место и присвоить его нам".

      2. Во-вторых, наши Вероисповедания указывают, что Святой Дух, Которого мы принимаем верою, обитает в нас и наделяет нас способностью жить для Бога. "Закон не может соблюдаться без Христа и Святого Духа", — сказано в Апологии (III, 1421). Но, будучи оправданы и возрождены верою в Евангелие, "мы принимаем Святого Духа" (Апология, III, 5, 13, 1422), Который не только утешает (ФС, Детальное изложение, V, 11), направляет и защищает нас от всяких заблуждений (Апология, III, 18), делая Евангелие ясным и понятным (Апология, III, 109), но также помогает нам умерщвлять грех (Апология, II, 45), противостоять ему (Апология, III, 25), сражаться с Законом в членах наших (Шмалькальденские артикулы, III, iii, 40), ведя нас к чистой и благочестивой жизни и поддерживая наше пребывание в вере. Да, Дух производит в наших сердцах не только веру, но также и любовь, — единственную любовь, которая угодна Богу, любовь к Богу и ближнему нашему (ФС, Детальное изложение, III, 23). И "добрые дела", порождаемые такою любовью, являются свидетельством того, что Дух обитает в нас (ФС, Конспективное изложение, V, 15).

      Наши Вероисповедания также повсюду подчеркивают деяния Святого Духа, Его исключительные деяния, коими Он обращает, возрождает и оправдывает нас, Его замечательные деяния, коими Он освящает и сохраняет нас чадами Божиими.

      Но в них не так много сказано об "особых" дарах, так акцентируемых современными сектами, — о таких дарах как исцеление, изгнание бесов, говорение на языках и т.п. Почему? Да потому, что два великих деяния Святого Духа — обращение нас ко Христу, а также создание и поддержание в нас христианской жизни — имеют первостепенное и непреходящее значение! Служение Духа — есть служение Евангелия (АИ, V). Это очень важно. В конце концов, Римская католическая церковь утверждала, что совершает чудеса, исцеления и изгнание духов, однако их акцент на спасении добрыми делами привел к забвению Христа и затмению Евангелия (Апология, IV, 81, 110, 121).

      И в наше время служение Духа также является служением Евангелия. Мы отвергаем любые экстравагантные притязания сект, утверждающих, будто у них присутствуют особые излияния Духа, но при этом не способных проповедовать Евангелие во всей его чистоте.

      Лучше давайте искать Духа в Его Евангельском Слове, проповедующем Христа. Святой Дух, в конце концов, является Третьей Ипостасью Троицы, Утешителем, посланным Отцом и Сыном, дабы свидетельствовать о Сыне (Иоан.15:26) и прославлять Его (Иоан.16:14). И отделение Его нынешних спасительных деяний от спасительных деяний Христа в прошлом — ересь. Дух присутствует со всеми Своими спасительными дарами там, где проповедуется Христос, и пребывает в наших сердцах. Имея Христа, мы имеем все.

На початок!

Служение Святого Духа

      Если бы вы слышали многочисленные богословские дискуссии и прочли разнообразные учебники по христианской догматике, выпущенные на протяжении жизни последних поколений, то у вас появился бы огромный интерес к теме "Церковь и служение". Эти слова всегда стояли именно в таком порядке: "Церковь и служение". Акцент всегда делался на Церкви, Церковь же имеет служение. И служение это, как полагалось, есть дело пасторов.

      Сейчас я не стану критиковать и оспаривать такой подход. Хотя интересно, что наши лютеранские Вероисповедания обычно не выражаются подобным образом. В "Аугсбургском вероисповедании" Меланхтон говорит сначала о служении (артикул V), затем — о Церкви (артикулы VII, VIII), а уже затем — о пасторах и проповедниках (артикул XIV). В своем "Большом катехизисе" Лютер поступает так же, предлагая свое истолкование Третьего артикула Символа веры, касающегося деяний Святого Духа.
      Посмотрите, что делает Меланхтон. Он только что говорил об оправдании верою, и далее констатирует (АВ, V):

      "Для того чтобы мы могли обрести эту веру, было учреждено служение учения Евангелия и отправления Таинств.
      Ибо Слово и Таинства являются орудиями, посредством которых дается Святой Дух, Который порождает веру там и тогда, где и когда это угодно Богу, в тех, кто слышит Евангелие, то есть, что Бог не за наши собственные заслуги, но ради Христа оправдывает тех, кто верует, что они приняты в благодать ради Христа".

      Обратите внимание! Ни слова о Церкви, и ни слова о пасторах и церковных учителях. Для Меланхтона служение является прежде всего не пасторской работой (мы поговорим о пасторах и служителях позже), но деянием Духа. Это служение Духа по созиданию веры во Христа посредством Евангелия и Таинств.

      Именно через служение Слова Благовестия и Таинств Дух Божий созидает и возводит Свою Церковь. Эта Церковь затем становится местом, где Дух совершает свою работу по спасению бедных потерянных грешников. Лютер сказал, что Дух "вводит нас в Свою святую общину и помещает во чреве Церкви, посредством чего Он проповедует нам и приводит нас ко Христу" (Большой катехизис, II, 37).

      Из слов Лютера очевидно, что Дух совершает все это Сам посредством служения Евангельского Слова и Таинств. "Там, где не проповедуется Христос, нет и Святого Духа, Который созидает, призывает и собирает христианскую Церковь, без которой никто не может придти ко Христу Господу" (Большой катехизис, II, 45). И вновь мы видим, что Лютер даже не упоминает о проповедниках и учителях — настолько он охвачен и увлечен деяниями Духа, производимыми посредством Слова и приносящими нам все добродетели Христовы, которые Он добыл для нас Своей жизнью, смертью и воскресением, Своим вознесением и восседанием одесную Бога; так он пленен деяниями Духа, дарующими нам, посредством того же Слова Благовестия, Божие прощение, утешение, мир и твердую надежду на вечное блаженство с Ним. О, если бы мы могли вернуть хотя бы часть той лютеровской радости, (можно сказать даже) увлеченности и поглощенности деяниями Святого Духа и Его служением, направленным на то, чтобы благословить и спасти нас! Послушайте, сколь красноречиво он говорит об этом (Большой катехизис, II, 61-62):

      "Итак, таков данный артикул, и он должен оставаться в постоянном использовании. Ибо наше сотворение завершено, искупление также является делом свершившимся, Святой же Дух непрестанно продолжает Свою работу [и будет совершать ее] до Последнего Дня. И для этого Он установил на земле общину [церковное собрание], через которую Он говорит и совершает все. Ибо Он не собрал еще пока воедино всю Свою христианскую Церковь и не закончил раздачу прощения грехов. Таким образом, мы веруем в Того, Кто посредством Слова повседневно вводит нас в сообщество Христианской Церкви и посредством этого же Слова и прощения грехов дарует, усиливает и укрепляет веру, чтобы, когда Он завершит все это, и мы будем пребывать там, и умрем для мира и для всего зла, Он мог, наконец, сделать нас совершенно святыми навеки. И мы ожидаем с верой осуществления этого через Слово".

      Наши лютеранские Вероисповедания ни в коем случае не игнорируют пасторов и проповедников, их важную роль, — роль "орудий Духа". Однако, делая особый акцент на деяниях и служении Духа, Который лишь один обращает, утешает и спасает нас посредством Слова, вероятно, наши Вероисповедания сообщают нам нечто чрезвычайно важное. Сегодня мы слышим, что люди, — христиане, и особенно молодежь, — очень настороженно и в высшей степени критично относятся к установленной, официально учрежденной церкви, ко многим пасторам и богословам, которые, как кажется, бывают часто далеки от их реальных духовных нужд. Если это так, то подобным людям следует напомнить, что Дух отнюдь не оставил Своего служения, но по-прежнему чудно и благодатно действует в Своих общинах, в Церкви, повсюду, где провозглашается Слово и преподаются Таинства. Если, следуя своим Вероисповеданиям, мы сможем сосредоточить внимание наших людей сегодня на Духе Божием и Его деяниях, если несчастные грешники, — как молодые, так и старые, — смогут испытать Его спасительные и освящающие деяния в своей жизни, то они оценят также и значение созданного Духом христианского сообщества и поймут, что Церковь, как выразился Лютер, действительно является "особой общиной" в этом мире (Большой катехизис, II, 42). А также они станут любить и уважать христианских пасторов и учителей как служителей Духа, осуществляющих служение Слова, и будут знать, "что Бог одобряет это служение и присутствует в нем" (Апология, XIII, 12-13).

На початок!

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz