· Віра · Проповіді · Про УЛЦ · Літургія · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ

Зміст

6. Чудеса творения Божия

Первородный грех, что это такое

      Согласно Писанию и лютеранским Вероисповеданиям, человек является высшим и благороднейшим творением Божиим. Бог сотворил человека по Своему собственному образу, со святостью, познанием и любовью в отношении к Богу. "Таким образом, первородная праведность должна была включать в себя не только физические качества [совершенное здоровье и чистую во всех отношениях кровь, неповрежденные физические силы, как они утверждают], но также такие дары, как вполне определенное познание Бога, страх Божий, уверенность в Боге, или, что несомненно, честность и силу, способную порождать эту привязанность [но величайшей чертой того первого благородного творения был яркий свет в сердце, позволяющий познавать Бога и Его деяния, и т.д.]. И Писание свидетельствует об этом, когда говорит в Быт.(1:27), что человек был создан по образу и подобию Божьему" (Апология, II, 17-18). И именно об этом необходимо сейчас слышать современному миру с его цинизмом, отчаянием и тем, что часто называют "дегуманизацией".
      Согласно Писанию и лютеранским Вероисповеданиям, человек утратил свою святость и познание Божие. Адам и Ева, прародители всего рода человеческого, ослушались Бога, впали во грех и передали грех всем людям.

      "[Первородный грех] всецело является недостатком (отсутствием) наследственной праведности, созданной [вместе с человеком] в Раю, или образа Божьего, по которому человек был первоначально создан в истине, святости и праведности, и, в то же время, это неспособность и непригодность ко всему, что от Бога... Первородный грех (в человеческой природе) является не только этим полным отсутствием чего бы то ни было хорошего в духовных, божественных аспектах, но он заключается также в том, что на месте утерянного образа Божьего в человеке происходит глубокая, порочная, отвратительная, бездонная, непостижимая и невыразимая развращенность всей природы и всех ее способностей и сил, а особенно — высших, основных способностей души в области понимания, чувств и воли" (ФС, Детальное изложение, I, 10-11).

      Вот что наши Вероисповедания понимают под грехом (см. также Рим.5 и 7). И об этом также необходимо слышать в наши дни миру с его уверенностью в возможностях человеческого планирования, технических достижениях, и с пустыми, наивными утопиями.

      Что же такое первородный грех, какова природа этой естественной развращенности человека? Наше "Аугсбургское вероисповедание" кратко описывает это явление весьма содержательным утверждением, что "с момента грехопадения Адама все люди, зачатые естественным образом, рождены во грехе, то есть они похотливы, не имеют страха Божьего и упования на Бога" (АИ, II, 1). Данное определение весьма точно описывает наше состояние. В нас нет страха Божия, сыновнего страха перед нашим Небесным Отцом, и совершенно никакого упования на Него. Зато наша греховность предполагает активное непослушание, — мы склонны по природе своей ко всему что порочно и направлено против Бога. Вот что понимается под похотливостью и вожделением, — устойчивая склонность каждого человека к тому, что не угодно Богу, противно Его воле и порождает Его гнев.

      И каков же результат этого греха, этого первородного греха, который отнюдь не является лишь слабостью или дефектом? Проклятие, вечное проклятие! Вслушайтесь еще в простой и откровенный язык нашего "Аугсбургского вероисповедания": "Эта болезнь, или этот первородный порок является истинным грехом, даже и поныне осуждающим и несущим вечную смерть тем, кто не рожден свыше посредством Крещения и Святого Духа" (АИ, II, 2).

      Согласно нашим лютеранским Вероисповеданиям, человек рожден мертвым во грехе — какая ирония, рожден мертвым (ФС, Детальное изложение, II, 10; см. также Ефес.2:1, 5; Кол.2:13), — извращенным, беспомощным, неспособным приблизиться к Богу или угодить Ему хоть в чем-то, не имеющим свободы, необходимой, чтобы служить Богу и стремиться к тому что свыше, [он рожден] связанным, прикованным, подобно самому презренному рабу, к тому, что противно Богу, к сатане (который реален ничуть не меньше, чем Бог), к своим собственным порочным наклонностям и к миру, враждующему с Богом.

      Таково состояние человека, положение, в котором он пребывает. И из этой естественной, природной порочности, из этой слепоты и этого извращения природы, этого "корня греха", выражаясь словами Лютера (Шмалькальденские артикулы, III, і, 1), проистекают все грехи, вся порочность, всякое заблуждение, всякая глупость, всякая непокорность Богу и бесчеловечность по отношению к людям. И ни вы, ни я, ни любой другой человек на земле ничего не может с этим поделать.

      Ничего, кроме признания своего греха. И раскаяния в нем. Раскаяния не как в каком-то незначительном проступке, просчете или незначительном заблуждении, но как в полной извращенности, ведущей к осуждению всех нас. Исайя (в 1:6) описывает состояние, в котором пребывает каждый человек: "От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем". И Лютер верно говорит нам: "Ибо оно [покаяние] не обсуждает — что такое грех, а что грехом не является, но все собирает в одну кучу и говорит: «Все в нас — грех [оно утверждает, что в отношении нас — все просто является грехом (и в нас нет ничего, что не являлось бы грехом и виной)]»" (Шмалькальденские артикулы, III, iii, 36). Так что мы раскаиваемся не столько в том, что мы совершили, сколько в том, каковы мы есть.

      Но что же можно сделать с этим нашим падшим состоянием? Бог Сам вмешался в эту ситуацию и совершил кое-что. Согласно Писанию и лютеранским Вероисповеданиям, Бог, глядя на жалкое и безнадежное состояние падшего человека, послал Своего Сына, чтобы Он стал нашим Спасителем. Сын Божий вочеловечился, то есть принял на Себя человеческую природу и примирил весь мир с Богом. Наши Вероисповедания говорят об этом очень красноречиво. И это является основной вестью, которую они содержат, подобно тому, как это обстоит и с самим Писанием.

      "Также наши церкви учат, что Слово, то есть Сын Божий, вочеловечился во чреве блаженной Девы Марии, так что существуют две сущности — божественная и человеческая, неразделимо соединенные в единой Ипостаси, в одном Христе, истинном Боге и истинном Человеке, рожденном от Девы Марии, воистину пострадавшем, умершем и погребенном, чтобы умилостивить Отца к нам, и быть жертвой, принесенной не только за первородный грех, но также и за фактические грехи всех людей. Он также сошел в преисподнюю и воистину воскрес в третий день. После этого Он вознесся на Небеса и сидит одесную Отца, царствует во веки, владычествует над всеми тварями и освящает тех, кто верует в Него, посылая Святого Духа в их сердца, чтобы управлять, утешать, животворить их и защищать их от дьявола и власти греха. Этот же Христос снова придет явно, дабы судить живых и мертвых, и т.д., согласно Апостольскому Символу Веры" (АИ, III).

      Какое прекрасное возвещение Евангелия! И это именно то, что необходимо слышать современному миру, который столь склонен игнорировать Бога, заглушать Его голос, вытеснять Его из нашей жизни и из вселенной, отрицать Его существование.

На початок!

Первородный грех, что это такое

      Сегодня многие члены христианской церкви полагают, будто человеку достаточно слышать и знать лишь то, что он "в определенном смысле" является грешником, а Христос — "в некотором смысле" Спасителем. Но Евангелие невозможно понять без Закона. Благодать Божия никогда не тронет сердца человеческого и не будет человеком понята без надлежащего осознания греха.

      В наши дни многие богословы, — очевидно из-за путаницы, смущения или же простого отвержения библейского и конфессионального учения о грехе, — серьезно принижают грех. Нам не обязательно веровать в то, что Адам и Ева были историческими личностями, — говорят они, — равно как и в то, что грехопадение было реальным историческим событием. Нам не обязательно веровать в единство человеческого рода, и конечно же в то, что грех Адама был вменен всем людям, и что этот грех был унаследован, — ведь это, — говорят они, — нелогично, а может быть, даже и аморально. Подобные воззрения — это всего лишь устаревшие мифы и сказания, — говорят нам, — которые, дескать, в Писании применяются только для своего времени, или которые, возможно, являются лишь как бы "наростами" Павлова или иудейского образа мышления на "стержневом" учении Писания. И потому, дескать, мы можем отбросить эти воззрения безо всякого ущерба для Евангелия. Возражая всему этому, Лютер ясно и определенно говорит: "Грех произошел [и вошел в мир] от одного человека, Адама, непослушанием которого все люди стали грешниками, [и] подверженными смерти и дьяволу" (Шмалькальденские артикулы, III, і, 1).

      Если лютеране в наши дни предлагают такие разбавленные" и наивные учения, принижающие грех, — а именно так они и поступают, — то они явно не поняли наших Вероисповеданий. Ибо "Формула согласия" гласит: "Теперь, после грехопадения, человек наследует врожденную порочную наклонность и внутреннюю нечистоту сердца, злые похоти и пристрастия. Что все мы, по предрасположенности и сути своей, наследуем от Адама сердце, чувства и помыслы, по своим высшим естественным способностям и силам склонные и предрасположенные ко всему, что враждебно Богу [направлены прямо против Бога] и Его главным заповедям; что они враждебны по отношению к Богу — особенно в божественных и духовных аспектах" (ФС, Детальное изложение, I, 11; см. также АИ, II). Это должно быть достаточно ясно. И такая картина отнюдь не радует глаз!

      Те, кто слишком "образованы", чтобы принять ясную и неприукрашенную картину греха, представленную в Писании и в наших Вероисповеданиях, отнюдь не укрепляют этим Благовестия, — напротив, они ослабляют и подрывают его. Только Закон должен проповедоваться грешникам, — подлинным грешникам, грешникам от зачатия и рождения, грешникам, чья греховность имеет столь же реальное и историческое происхождение, как и искупление их Христом. А лишь затем приходит Евангелие и "учит, что человеку, который не исполнил Закона и потому осужден им, следует уверовать, и уверовать именно в то, что Христос искупил все грехи, заплатил за них и обрел для него, безо всякой добродетели или заслуги с его стороны [без заслуги со стороны грешника], прощение грехов, имеющую ценность перед Богом праведность и вечную жизнь" (ФС, Конспективное изложение, V, 5).

      Я полагаю, что если неверующий прочтет эту главу, он сочтет ее весьма трудной для понимания и принятия. Ведь, несмотря на жестокость, безумие и извращенность мира сего, человек должен обладать какой-то способностью к искуплению. Очевидно, лучший ответ, который я мог бы предложить такому человеку — утверждение Лютера из "Шмалькальденских артикулов" (III, iii, 3): "Этот на следственный [первородный] грех является столь глубоким [и омерзительным] развращением сущности [человеческой], что его невозможно постичь никаким разумом, но [он должен быть познан, и] в него следует поверить из откровений, данных в Святых Писаниях: Пс.50:7, Рим.5:12 и далее, Исх.33:3, Быт.3:7 и далее". И в этом заключена суть дела. Но я хотел бы поведать всякому неверующему человеку о Божием средстве против человеческой развращенности и греховного рабства. И это именно то, чему посвящена оставшаяся часть данной книги о наших Вероисповеданиях.

На початок!

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz