Сайт душпастиря Павла
Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ
8. Кто таков Иисус Христос, и что Он совершил?
Кто таков Иисус Христос, и что Он совершил? |
Если бы кто-то решил прочесть наши лютеранские Вероисповедания поверхностно или же просто пролистать перечень артикулов о вере, обсуждаемых там, он мог бы составить весьма негативное мнение о них. Например, может показаться, что там отсутствует обоснованная дискуссия о спасительных деяниях Иисуса Христа или об освящающих деяниях Святого Духа, равно как о втором пришествии Христа и жизни вечной. Читатель может решить, что эти фундаментальные Евангельские учения просто опускаются в наших Вероисповеданиях.
Однако, такое мнение было бы совершенно ошибочно. Фактически, три эти темы, — деяния Христа, деяния Святого Духа и упование на второе пришествие Христово и вечную жизнь, — насквозь пронизывают наши Вероисповедания и повсеместно преобладают в них. Именно это придает нашим Вероисповеданиям евангелический характер и силу.
О чем бы ни говорили наши Вероисповедания — о первородном грехе (ФС, I), о Крещении (Большой катехизис, IV), об оправдании (Апология, IV; ФС, III), о Господнем Причастии или о предопределении (ФС, XI), в центре дискуссии всегда стоит Христос и Его деяния.
И это особенно ярко проявляется в четвертом артикуле Апологии, где Меланхтон обсуждает вопрос об оправдании верою. Данный артикул представляет собой самую продолжительную в наших Вероисповеданиях дискуссию и направлен против отрицания Римской католической церковью учения об оправдании одною лишь верою. Это очень противоречивый артикул. Но только для того, чтобы Христос и Его добродетели были известны всем христианам, чтобы Христос мог быть единственным объектом христианской веры, чтобы Христос мог противопоставляться гневу Божию, чтобы Его искупление, умилостивление и слава никогда не тускнели, — только для этого Меланхтон выстраивает в единый ряд все свои аргументы и тратит столько сил и труда, показывая на основании Писаний, что грешник оправдывается только верою во Христа.
Для Меланхтона, как и для Апостола Павла, Христос стоял в центре всей христианской веры и был движущей силою всей христианской любви. Христос является всем этим из-за того, что Он совершил для нас.
Но прежде чем говорить о том, что Христос совершил, мы должны поговорить о том, Кто Он есть. Ибо Его сущность наделяет силою и обосновывает все, что Он для нас совершил. Мы, христиане, гордимся не просто неким спасителем-человеком, или неким "провозглашенным Спасителем", не просто неким "многозначительным символом" этого мира, но реальным и истинным Спасителем, чья жизнь послушания Богу и чья заместительная крестная смерть засчитываются перед Богом. Засчитываются благодаря тому, Кто Он есть, равно как тому, что Он совершил.
Большинство читателей этой небольшой книжки могут вспомнить замечательные слова из лютеровского Краткого катехизиса, сообщающие нам, что Иисус Христос — "истинный Бог, порожденный Отцом прежде всех времен (предвечно), а также истинный Человек, рожденный от Девы Марии" (Краткий катехизис, II, 4). Но в наших Вероисповеданиях о Личности [Ипостаси] Христа сказано гораздо больше. И это необходимо. Ибо во всей истории Церкви ни один артикул веры не искажался и не извращался столь сильно, как артикул о Личности Христа.
Было бы слишком нудно и долго перечислять здесь все христологические ереси, проникавшие в христианскую Церковь со времен Апостолов. Многие из них повторялись вновь и вновь на протяжении веков церковной истории. Наиболее любознательные читатели могут ознакомиться с описанием большинства этих ересей в "Книге согласия". Я же хочу лишь повторить нашим читателям в общих чертах то, что "Формула согласия" говорит о том, Кто есть Иисус Христос. И затем, когда мы получим адекватное представление о том, Кто Он есть, мы сможем полнее и лучше понять — что Он совершил как наш Искупитель и Спаситель.
Так Кто же таков Иисус Христос? |
Христос есть воплощенный, или вочеловечившийся Бог, — Бог, ставший Человеком, — вот Кем Он является. То есть Он обладает двумя сущностями — божественной и человеческой. Каждая сущность извечно сохраняет свою идентичность, равно как каждая природа сохраняет свои отличительные свойства (см. ФС, Детальное изложение, VIII, б и далее). И все же Он является лишь одной Личностью. До Своего воплощения Он был только Личностью [Ипостасью] Сына Божия, — теперь же Он является Личностью Богочеловека. Хотя каждая сущность сохраняет свою идентичность и свои свойства, две эти сущности никогда не разделяются и не смешиваются. Когда Христос жил на земле, проповедовал, совершал чудеса и знамения, страдал, умер и вновь воскрес, обе эти сущности действовали в совершенном единении, — каждая из них совершала то, что свойственно ей. Более того, свойства Божества фактически постоянно передавались Человеческой природе, посему Человеческая природа Христа обладает всемогуществом, вездесущностью, всеведением. Но все же человеческая природа сохраняет и свои собственные качества без изменения (ФС, Детальное изложение, VIII, 46-64). Во время Его уничижения на земле человеческая природа Христа не проявляла переданных ей божественных свойств, скрывала их, но, тем не менее, "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2:9; см. также ФС, Детальное изложение, VIII, 64-74).
Оставляет ли нас эта, кажущаяся явно усложненной христология, которую я лишь кратко и обобщенно пересказал из нашей "Формулы согласия", несколько смущенными и озадаченными? Позвольте мне отметить, эта серьезная и продолжительная дискуссия, занявшая сотни томов и выраженная миллионами слов, имела во времена Реформации определенную цель и определенный смысл.
Но сначала давайте признаем тот факт, что здесь существует парадокс, тайна, смущающая и озадачивающая человеческий разум, подобно выражению "квадратный круг", — тайна, которая явно не имеет аналогий и не доступна человеческому пониманию. Подумайте о Младенце Иисусе в яслях — беспомощный, плачущий ребенок, питающийся от груди Своей матери, не способный без вмешательства Отца избежать гнева Ирода и избиения невинных младенцев! И этот самый Младенец — всемогущий Бог, всезнающий, вездесущий, вечный и святой. Как Лютер выразил это в своем неподражаемом гимне:
Кого мир целый не вместит,
Младенцем в яслях лежит.
Младенец Он, но Им одним
Весь мир стоит, весь мир храним,
Аллилуя.15
Аллилуйя! Какова же еще может быть наша реакция на эту великую тайну воплощения? Кто в состоянии постичь это? Мы можем лишь служить и поклоняться Младенцу Христу, зная, что "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2:9). И, как говорил Френцис Пипер, великий лютеранский богослов: "Когда мы признаем Воплощение, все остальные аспекты нашего богословия, которые кажется столь трудно постичь, просто становятся на место, и 'единый Господь Иисус Христос' проступает на фоне всего этого как наш Спаситель и Господь".
Воплощение — это не просто реальность, подобная некой тайне, озадачивающей нас, а затем оставляющей в смущении. Это реальность, Божественное деяние, имеющее определенную цель. Наш Господь, Сын Божий, принял на Себя человеческую сущность, чтобы спасти нас. Как метко выразился один из Отцов Церкви: "Чего Христос не принял на Себя, того Он не искупил". Никейский Символ Веры ясно провозглашает о Христе: "Сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося..." И для чего? Для того чтобы быть "распятым при Понтии Пилате" и от гнева Божия по отношению ко греху "пострадать" "ради нас". Вместо нас! Будучи нашим Заместителем! Каждый христианский ребенок знает это. Бог стал Человеком, нашим Братом, нашим Заместителем, дабы спасти нас (Иоан.3:16). В этом состоит цель Воплощения. И вот почему вы и я, каждый верующий во Христа, прославляет Его и служит Ему, Богочеловеку.
Христос - наш Искупитель |
Когда в наших Вероисповеданиях говорится о том, что Христос совершил для нас, в них употребляется множество библейских терминов — спасение (избавление), искупление, примирение, умилостивление, возмещение и др.
Я полагаю, почти каждый читатель может вспомнить — что Лютер сказал во втором артикуле "Краткого катехизиса" о Христовом деянии искупления. Нет нужды повторять здесь это классическое утверждение. Фактически, в наших Вероисповеданиях вопросу об искуплении уделяется не так уж много внимания. Посему давайте рассмотрим здесь аналогичный фрагмент из лютеровского "Большого катехизиса" (II, 30-31), где говорится о том же и в столь же утешительной форме:
“Таким образом, те тираны и тюремщики теперь изгнаны и на их место пришел Господь жизни, праведности, всякого блаженства и спасения, Иисус Христос, Который избавил нас, бедных, грешных людей от челюстей ада, отвоевал нас, освободил нас, и вернул нам доброжелательное отношение и благодать Отца, и приютил нас, как Своих, и взял нас под Свою защиту, чтобы Он мог править над нами Своею праведностью, мудростью, силой, жизнью и блаженством.
Таким образом, пусть данный артикул будет выражен в краткой форме следующим образом: одно маленькое слово Господь означает то же самое, что Искупитель, то есть Тот, Кто вывел нас от сатаны к Богу, от смерти к жизни, от греха к праведности, и Кто сохраняет и поддерживает нас в этом. Все же остальные пункты, которые следуют далее в этом артикуле, служат лишь тому, чтобы объяснить и выразить это искупление — как и посредством чего оно было достигнуто, то есть чем Он заплатил за это, чем Он заплатил и чем рисковал, чтобы отвоевать нас и обрести владычество над нами, а именно — что Он стал Человеком, зачатым и рожденным без [всякого пятна] греха, от Святого Духа и от Девы Марии, для того, чтобы одолеть грех; далее, что Он пострадал, умер и был погребен, чтобы искупить меня и заплатить то, что я должен, не серебром и золотом, но Своей собственной драгоценной Кровью. И все это для того, чтобы стать моим Господом. Ибо Он сделал все это не для Себя, равно как Он никогда в этом не нуждался. После этого Он вновь воскрес из мертвых, поглотил и уничтожил смерть, и, наконец, вознесся на Небеса и принял правление, воссев одесную Отца — так, что дьявол и все силы должны быть подчинены Ему и лечь у Его ног, до тех пор, пока, в конце концов, в Последний [Судный] День Он окончательно не отделит нас от порочного мира, дьявола, смерти, греха и т.п."
Вот что Христос совершил для нас!
Христос - наш Примиритель |
Гораздо больше в наших Вероисповеданиях сказано о Христовом примирении (умилостивлении за грехи), и этот термин, похоже, включает в себя великие понятия, которые в Писании употребляются для того, чтобы поведать нам обо всем, что совершил Христос ради нашего спасения.
Мы слышим очень много о "примирении" и "исцелении" в наши дни, — дни конфликтов, революций, озлобления и поляризации в обществе и в церкви. Такие разговоры о примирении и исцелении обычно подразумевают "горизонтальное" примирение между людьми.
Писание и наши лютеранские Вероисповедания говорят о другом примирении, происходящем между Богом и людьми, или, скорее, произошедшем раз и навсегда через искупительное деяние Иисуса Христа. "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения", — говорит Павел (2Кор.5:19). И Меланхтон повторяет это апостольское утверждение, говоря в "Аугсбургском вероисповедании" (III, 2-3): "В одном Христе, истинном Боге и истинном Человеке, рожденном от Девы Марии, воистину пострадавшем, умершем и погребенном, чтобы умилостивить Отца к нам, и быть Жертвой, принесенной не только за первородный грех, но также и за фактические грехи всех людей".
Примирить — значит восстановить некогда существовавшую гармонию в отношениях между двумя сторонами. Между Богом и человеком когда-то существовал мир. Адам был сотворен по образу Божию, он боялся и любил Господа. Но человек восстал против Бога, впав во грех и духовную смерть. И потому Бог Сам решил преодолеть это разделение и отчуждение. Он послал Своего единородного Сына чтобы примирить нас с Собою, умиротворить Свой гнев по отношению ко греху и ко всем грешникам, установив мир между Собою и людьми.
И таков был единственный способ совершить это. Другого пути не было. Наши Вероисповедания говорят об этом так: "Таким образом, поскольку люди не могут своими собственными силами исполнить Закон Божий и все пребывают во грехе, подвержены вечному гневу и вечной смерти, мы не можем освободиться Законом от греха и обрести оправдание, однако, нам было дано обетование о прощении грехов и оправдании ради Христа, данного нам для того, чтобы Он мог искупить грехи мира сего, и назначенного [единственным] Посредником и Умилостивителем" (Апология, IV, 40). Сколь великое утешение это приносит бедным грешникам! Меланхтон кратко подытоживает это немного далее, говоря: "Христос был учрежден Умилостивителем — так, что ради Него Отец может примириться с нами" (Апология, IV, 80).
Бог примирен, — говорит Меланхтон. Бог умилостивлен. И все это основано на искупительном деянии Христовом. "Христос стал Жертвой, то есть искуплением... Его, а не нашими собственными добродетелями Бог может быть примирен [с нами]. Итак, пусть остается твердо установленным фактом, что одна лишь смерть Христова воистину является жертвой умилостивления" (Апология, XXIV, 23).
Да, ответ ясен. Но мир продолжает игнорировать все это, греша, отказываясь от примирения смертью Христовой и стремясь заслужить благорасположение Божие чем-то иным, кроме искупительного деяния Христова, восставая тем самым против Бога или полностью пренебрегая Им.
Итак, Бог установил служение примирения, чтобы выставить это наиважнейшее Слово напоказ, чтобы рассказать всем людям о том, что Он совершил, и как они могут применить это к себе, — как они могут обрести примирение с Господом (Большой катехизис, II, 38).
Как же это происходит, как мы становимся причастны к примирению Божию? Верою, — говорит Павел. И наши Вероисповедания эхом повторяют эту великую истину: "Писания учат, что праведность перед Богом по вере заключается только лишь в милостивом [безвозмездном] примирении или прощении грехов, которое предоставляется нам исключительно по благодати, только лишь ради добродетели Посредника Христа, и обретается только верой в обетование Евангелия" (ФС, Детальное изложение, III, 30). И еще наши Вероисповедания говорят: "Таким образом, эта особая вера, которой человек верует, что ради Христа его грехи отпущены ему, и что ради Христа Бог примирен с ним и умилостивлен, обретает прощение грехов и оправдывает нас" (Апология, IV, 45; см. также 81).
Христос - наш Посредник |
Вдобавок к титулам "Искупитель" и "Примиритель", наши Вероисповедания очень часто именуют Христа двумя другими титулами — "Посредник" и "Умилостивитель". В своей великой "Апологии Аугсбургского вероисповедания" Меланхтон кратко описывает, что Христос совершил для нас в соответствии с этими двумя титулами (то есть как Посредник и Умилостивитель). Вновь и вновь он называет Христа нашим Умилостивителем и Посредником. Умилостивитель — это тот, кто отвращает гнев другого. Посредник же — это тот, кто вступается за виновного и ходатайствует об его деле. Бог прогневался на наши грехи. И мы не имеем ни сил, ни желания умилостивлять Его сами за себя. Меланхтон очень красноречиво и верно описал ситуацию, в которой мы оказались: "Люди не могут своими собственными силами исполнить Закон Божий и все пребывают во грехе, подвержены вечному гневу и вечной смерти" (Апология, IV, 40). Посему Бог взял инициативу на Себя и даровал нам Своего Сына. Меланхтон говорит, что Он был дарован нам "для того, чтобы... искупить грехи мира сего", и назначен "[единственным] Посредником и Умилостивителем" (там же). Этими убедительными словами Меланхтон кратко подытоживает то, что говорят Писание и Евангелие. Далее он наставляет нас о том, как нам применять Христа в качестве нашего Посредника и Умилостивителя. Как же нам делать это? Верою. "Вера, вопреки гневу Божьему, даром обретающая прощение грехов, учреждает Христа Посредником и Умилостивителен" (Апология, IV, 46).
Это является основой счастья и успеха нашей христианской жизни по вере. "Ибо вера принимает [постигает] Христа только как Умилостивителя" (Апология, III [О любви и исполнении Закона], 11016). "Таким образом, одной лишь верой мы обретаем прощение грехов, когда утешаем свои сердца уверенностью в милости, обещанной ради Христа. Подобным же образом Павел в Рим.(5:2) говорит: 'Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати...', 'верою', — говорит он. Таким образом, мы примирены с Отцом и принимаем прощение грехов, когда утешаемся милостью, обещанной ради Христа" (там же, IV, 80-81).
Мне кажется, многие в наши дни могли бы возразить, что такая специфическая теологическая терминология Меланхтона едва ли отвечает требованиям нашего времени с его отчаянной тягой к терминам, касающимся экологии, правосудия, мира, гуманизации (что бы это ни означало). Однако, терминология Меланхтона является истинной, — это истина вечного Евангелия, "юродивого"17 Благовестия, говорящего нам о том, как мы можем стать праведными перед Богом, того Евангелия, которое изменило нас и дало нам новую жизнь, — жизнь вечную.
Если люди не хотят этого Евангелия в наши дни, если они предпочитают иметь Христа, Который является каким-то новатором, лидером, или, возможно, лишь примером для подражания, то такие сильные и убедительные термины как "Посредник" и "Умилостивитель" ничего не говорят им.
Но мы знаем библейского Христа и наши Вероисповедания, — потому мы принимаем позицию Меланхтона и без смущения говорим вместе с ним: "Мы проповедуем безумие Евангелия, в котором открывается иная праведность, а именно — что ради Христа, как Умилостивителя, мы признаемся праведными, когда веруем, что ради Христа Бог примирился с нами" (Апология, III [О любви и исполнении Закона], 10918). В это мы веруем, и такова наша позиция как сегодня, так и навеки, покуда стоит мир.
- 15 Сборник гимнов Евангелическо-лютеранской церкви. С.-Пб.: "Андреев и согласие", 1994. С. 65. (Подстрочный перевод текста в оригинале: "Тот, Кого не может вместить мир, Покоится во во чреве Марии, Он соизволил стать младенцем,— Тот, Кто является Вседержителем [Кто содержит Собою все] Аллилуя!"). — Ред.
- 16 В некоторых версиях "Книги согласия" (например, у Тапперта) этот раздел имеет нумерацию IV, 231. — Перев.
- 17 См. 1Кор.1:20-23. — Перев.
- 18 В некоторых версиях: IV, 230. — Перев.
Українська Лютеранська Церква.
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.