· Віра · Проповіді · Про УЛЦ · Літургія · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ

Зміст

2. Лютеранские Вероисповедания и Библия

Писание обладает Божественной властью

      Средний лютеранский прихожанин в наши дни может совершенно не знать латыни, но он, вероятно, знает, что означает фраза sola Scriptura (только Писание). Она означает, что мы, лютеране, основываем свое богословие только на Писаниях Божиих, и ни на чем ином, будь то традиции, человеческие измышления, достижения современной науки, наши ощущения, опыт, чувства или что-то другое. Sola Scriptura — это своего рода "пароль", руководство к действию для всякого истинного лютеранина, будь он пастором или прихожанином.

      Таковы позиция и практика Лютера и наших лютеранских Вероисповеданий. "Лишь Слово Божье является и должно оставаться единственным мерилом и критерием учения" (ФС, Детальное изложение, "О всеобъемлющей сути...", 912). "[Таким образом, мы принимаем всем сердцем] Пророческие и Апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов как чистый и ясный израильский источник, являющийся единственным истинным критерием, по которому следует судить обо всех учителях и доктринах" (ФС, Детальное изложение, "О всеобъемлющей сути...", 3). Таков дух, в котором говорят наши великие лютеранские Вероисповедания. Все, во что нам надлежит веровать, и что нам как христианам надлежит делать, сказано в Писаниях. Как наш Господь Иисус основывал все Свое учение на одной Книге и черпал его из одного Божественного источника, подчиняя Себя ему полностью во веем, что Он говорил и делал, — так и мы, Его ученики, полностью подчиняем себя этому Пророческому и Апостольскому Слову. И вместе с нашими лютеранскими Вероисповеданиями мы говорим: "Слово Божье должно быть и оставаться единственным мерилом и критерием учения, Слово Божье, к которому не может приравниваться ни одно человеческое писание, но которому все должно быть подчинено" (ФС Детальное изложение, "О всеобъемлющей сути...", 9).

      Что же убеждает нас, христиан, ставить Писание столь высоко в нашей жизни и в нашем учении? Это чудесное содержание Писания, Благовестие, как говорит Лютер: "Христос вовлечен в Писание от начала и до конца13, подобно телу, облаченному в одежды" (WA, 12, 418). И Дух Христов свидетельствует нашим сердцам, что когда Писание провозглашает осуждение и прощение, оно провозглашает Божие осуждение и милость всем людям. Мы веруем в абсолютную власть Писаний, потому что Христос признавал абсолютную власть Пророческого Слова Ветхого Завета, и потому что Он гарантировал абсолютную власть Апостольского Слова Нового Завета обетованием о даре Святого Духа Своим Апостолам.

      Почему Писание авторитетно? Эдмунд Шлинк Гейдельбергский отвечает так: "Потому что Бог спасает Словом, провозглашенным через него [Писание]". Но это не является ответом на вопрос и лишь запутывает дело. Бог спасает также и Словом, провозглашаемым через гимны, проповеди и христианскую литературу. Нет, Писание авторитетно, потому что это Слово Божие. Как часто наши Вероисповедания противопоставляют Слово Божие, дарованное в Писании, любым другим человеческим трудам, настаивая на том, что все наше учение должно извлекаться "только из Слова Божия" (ФС, Детальное изложение, "О всеобъемлющей сути...", 3, 4, 5, 9, 10, 16; Консп. изл., 1, 7, 8)! И Лютер говорит: "Артикулы веры должно учреждать Слово Божье, и более никто, будь он хоть Ангел" (Шмалькальденские артикулы, II, іі, 15). В отличие от всех других писаний и человеческих авторитетов, Слово Божие несет в себе авторитет и власть Божию.

      Этот авторитет является абсолютным и окончательным. То, что утверждено Писанием — утверждено Богом, то, что в нем заповедано — заповедует Он, то, что в нем обещано — есть обетования Божий! И поскольку в наших лютеранских Вероисповеданиях принимается этот непогрешимый авторитет, в них сотни раз цитируется Писание, и библейские ответы на великие и злободневные вопросы рассматриваются как ответы Божий.

      Сегодня такая убежденность в авторитете Библии отвергается многими богословами. "Библия, — говорят они, — не способна иметь Божественную власть, ибо это не само Слово Божие. Хотя Писание может как-то 'выражать или передавать', 'содержать', либо 'становиться' Словом Божиим, его следует читать как любую другую человеческую книгу". Именно такой позиции придерживаются многие приверженцы "метода исторического критицизма" (также называемого иногда "высшим критицизмом"), применяемого в церкви некоторыми учеными на протяжении примерно двухсот лет, начиная со времен Рационализма и Просвещения в Европе.

      Совершенно ясно, что подобные современные взгляды, — которых также придерживались неверующие в ранние века церковной истории, — несовместимы с позицией Лютера и наших Вероисповеданий. Метод "высшего критицизма" будет вести, вероятно, к новым и новым пересмотрам евангелического учения, порождаемым т.н. "правильным чтением" Священных Писаний. Сегодня, спустя 400 лет, нам не следует сомневаться в Божественном Авторитете Писания, а значит — и нашей евангельской вести, основанной на нем. И сегодня Писание удостоверяет себя как единственный источник знаний о Боге и о Его благодати.

На початок!

Три уровня авторитета в церкви

      Теперь, когда мы обсудили такие темы, как авторитет наших Вероисповеданий и Символов веры, как нормы учений в церкви и авторитет Писания, читатель, возможно, несколько смущен и хочет спросить: "А не существуют ли тогда какие-то 'уровни', или 'ранги' этого авторитета?" Да. Совершенно верно. Причем, согласно нашим Вероисповеданиям, в церкви существуют три таких уровня авторитета.

      1. "Пророческие и Апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов, как чистый и ясный израильский источник", являются "единственным истинным критерием, по которому следует судить обо всех учителях и доктринах" (ФС, Детальное изложение, "О всеобъемлющей сути...", 3). Из этого утверждения следует два вывода: (а) Что Писание является одним из Божественных источников, из которого, как из чистого ключа, мы черпаем все наше богословие; (б) Что Писание является единственной нормой, по которой можно судить обо всех учениях и учителях нашей церкви.

      2. Вероисповедания, в свою очередь, являются "основанием, нормой и стандартом", показывающим, как "согласно Слову Божьему, следует судить обо всех догматах" (там же, в подзаголовке). Исходя из этого, наши Вероисповедания показывают — что именно мы, лютеране, считаем учениями Писаний, и во что мы, таким образом, веруем, что мы преподаем и публично исповедуем.

      3. Другие добрые христианские сочинения, то есть "другие хорошие, полезные и чистые книги, истолкования Святых Писаний, опровержения заблуждений, разъяснения доктринальных артикулов" также необходимы и играют свою роль. Ими не следует пренебрегать. "Поскольку [если] они согласуются с вышеупомянутым эталоном учения [а именно — Вероисповеданиями], они рассматриваются как полезные изложения и объяснения и могут быть использованы с выгодой" (там же, 10).

      Писание, Вероисповедания, другая здравая христианская литература! Авторитет Писаний является Божественным и абсолютным. Авторитет Вероисповеданий проистекает из их соответствия Писанию и является обязательным для всех, кто называют себя лютеранами. Другие христианские труды и сочинения также являются авторитетными и полезными, когда они согласуются с Писанием и лютеранскими Вероисповеданиями.

      Учат ли наши лютеранские Вероисповедания о том, что Писание непогрешимо? И истолковывают ли они Писание в таком же свете? В последнее время этот вопрос немало обсуждался, и потому мы должны уделить ему внимание.

      Называя Писание непогрешимым, мы употребляем относительно новое слово для выражения полной достоверности и истинности Писания и всех его утверждений. Термин, который мы употребляем для этого, возможно, является сравнительно современным, однако убеждение, этим термином выражаемое, столь же древне, как и само Писание. Писание истинно во всех своих учениях и утверждениях, и наши лютеранские Вероисповедания также истинны.

      Когда наши Вероисповедания принимают без доказательств, как нечто само собой разумеющееся, факт Божественного происхождения Писания, они также без доказательств принимают его достоверность и непогрешимость. В наших Вероисповеданиях Библия называется "Святым Писанием Божиим" (ФС, Детальное изложение, V, 3) и "ясным Писанием Святого Духа" (Апология, Предисловие, 9). Вновь и вновь термины "Слово Божие" и "Святое Писание" употребляются в наших Вероисповеданиях. Эта уверенность в Божественном происхождении и Божественной природе Писания является основой для правильного чтения Библии. Лютеранские Вероисповедания настойчиво называют Писание Словом Божиим, несущим в себе авторитет Божий, Его силу и верность.

      Другими словами, непогрешимость и истинность Писания является естественным следствием его Божественного происхождения. И наши лютеранские Вероисповедания говорят о Писании как о "вечной истине" (ФС, Детальное изложение, "О всеобъемлющей сути...", 13). Они призывают нас веровать в Писания, ибо "они не солгут вам" (Большой катехизис, V, 76, IV, 57) и "Слово Божье истинно и не лжет" (ФС, Детальное изложение, VII, 96). Почему? Потому Бог, Который есть вечная Истина, не может противоречить Самому Себе в Писании (ФС, Детальное изложение, XI, 35). Но оно является Его "чистым, непогрешимым и неизменным Словом" (см. Предисловие к "Книге согласия").

      Такая детская уверенность в истинности Писания пронизывает все наши Вероисповедания, когда они цитируют, истолковывают и применяют Писание к злободневным проблемам этого дня. Сила наших Вероисповеданий основана на их радостном и полном подчинении Божественному Слову.

  1. Несколько уточнено при цитировании. — Перев.
  2. Как бы "насквозь", то есть "Писания насквозь пронизаны Христом..." — Перев.

На початок!

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz