Сайт душпастиря Павла
Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ
3. Лютеранские Вероисповедания и Евангелие
Лютеранские Вероисповедания были написаны отнюдь не на пустом месте, и в них отсутствует дух разделения. Лютеранская Реформация не была "переворотом", мятежом или "революцией", как ее, бывало, называли католические историки, и тем более она не была ересью. Что вдохновляло Реформацию и формировало Вероисповедания, ставшие самым ее значительным плодом и наследием вплоть до наших дней для тех, кто хочет называть себя лютеранами сегодня? Что стало центральным стержнем наших Вероисповеданий, общим контекстом всех этих многообразных документов, которые, в конце концов, были объединены в "Книгу согласия"? Изучение наших Вероисповеданий показывает, что все они происходят от насущной потребности провозглашения Евангелия Иисуса Христа, разъяснения и свидетельствования об этом Евангелии. И что же это за Евангелие, которое произвело благословеннейшее и величайшее духовное пробуждение со времен Апостолов?
В наших Вероисповеданиях (ФС, Детальное изложение, V, 20) мы читаем:
"Евангелие, по существу, является доктриной, которая учит, во что человек должен уверовать, чтобы обрести прощение грехов перед Богом, а именно — что Сын Божий, наш Господь Христос, взял на Себя и понес проклятие Закона, искупил и оплатил все наши грехи, и что только через Него мы снова обретаем благосклонность Божью, прощение грехов верой, избавление от смерти и всех наказаний за грехи и вечное спасение".
Это утверждение вполне можно считать одним из самых важных и основополагающих в наших лютеранских Вероисповеданиях. Почему? Потому что в нем содержится наиболее полное и точное определение Евангелия. И именно об этом повествуют все наши Вероисповедания, — о Евангелии! Наши великие лютеранские Вероисповедания были написаны ради Благовествования. Аугсбургское Вероисповедание, Лютеровы Катехизисы, Формула Согласия, были составлены не только для того, чтобы уничтожить или исправить злоупотребления и заблуждения Римской католической церкви, защитить лютеранское богословие от нападок папистов или утвердить дух разделения. Эти Вероисповедания были порождены верою в Евангелие, любовью к нему и твердой решимостью учить и исповедовать его согласно Писаниям.
В этом отношении наши Вероисповедания напоминают сам Новый Завет. Павел и другие Апостолы все проповедуют, увещевают и свидетельствуют ради Евангелия (1Кор.2:2; 9:16; Иоан.20:31; 1Пет.5:12; 1Иоан.5:13). Таково было поручение, полученное ими от Христа (Мат.28:18-20; Марк.16:15).
Примечательно то, как настойчиво наши Вероисповедания подчеркивают эту центральную тему Евангелия, как все их дискуссии поддерживают и ведут к этой теме спасения через дар благодати и веру во Христа. Меланхтон в "Аугсбургском вероисповедании" группирует все артикулы веры вокруг искупительных деяний Христовых и оправдания верою в Него. Когда авторы нашей "Формулы Согласия" впоследствии пытаются урегулировать некоторые противоречия в вопросах о первородном грехе, духовных силах человеческой воли до обращения, третьем применении Закона (употреблении его в качестве образца для регулирования нашей жизни), или даже в вопросах церковных обрядов, они совершенно ясно дают понять, что их забота о правильном учении по этим вопросам заключается в укреплении Евангелия и утешении бедных [раскаявшихся] грешников. Когда Меланхтон высказывался столь убедительно и пространно против законничества и праведности по делам человека, распространенных в Римской церкви его дней, он делал это только потому, что "необходимо, чтобы в Церкви Христовой сохранялось и поддерживалось Евангелие" (Апология, IV, 120). И он настаивал столь решительно на том, что грешник оправдывается верою во Христа только потому, что отрицание или ослабление этого великого факта "полностью упраздняют Евангелие" (там же).
Мартин Лютер в "Шмалькальденских артикулах строит всю христианскую доктрину на основе простого евангельского учения о Христе и вере в Него. Вот что он говорит (Шм. арт., II, і):
"Первый и главный артикул заключается в следующем: Что Иисус Христос, наш Господь и Бог, умер за наши грехи и вновь воскрес для нашего оправдания (Рим.4:25). Что Он один является Агнцем Божьим, Который берет на Себя грехи мира (Иоан.1:29)...
Итак, поскольку необходимо веровать в это, и иначе это невозможно обрести или заработать каким-либо трудом, законом или заслугой, ясно и определенно, что одна лишь вера оправдывает нас, как Св. Павел говорит в Рим.(3:28): “Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона”. А также в стихе 26: “Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса”.
В данном артикуле ни от чего нельзя отступиться или отказаться [и ничего, что противоречит этому артикулу, нельзя допустить или позволить], даже если бы небо и земля перестали существовать...
На этом артикуле основывается все, чему мы учим и что делаем вопреки папе, дьяволу и [всему] миру. Поэтому мы должны иметь твердую уверенность в данном учении и нисколько не сомневаться..."
Таков дух Лютера и лютеранских Вероисповеданий. Вот почему напій Вероисповедания, подобно самому Писанию, всегда современны и полезны. Разделяя этот евангельский дух, мы видим, сколь полезны и восхитительны наши Вероисповедания, и тогда читаем их с жадностью и пользой для себя.
Українська Лютеранська Церква.
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.