Сайт душпастиря Павла
Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ
Приложения.
Словарь наиболее употребляемых терминов.
Общение [единение] природ |
Божественная и человеческая природы Христа, благодаря личностному [ипостасному] единству, находятся в общении [единении] друг с другом и никогда не отделяются одна от другой, хотя каждая при этом сохраняет свои собственные свойства (ФС, VIII, 6-18). |
Похотливость | Или похоть. Врожденная порочность, унаследованная от наших прародителей, по причине которой все склонны к совершению порочного (АВ, II, 1-2). Это реальная сила, от которой происходят все грехи (Апология, II, 3, 6, 7). |
Вероисповедание | Совместно провозглашаемое формальное заявление о вере, вроде Символа веры. Говоря в этой книге о "лютеранских Вероисповеданиях", или просто о "Вероисповеданиях", мы имеем в виду труды, вошедшие в "Книгу согласия", составленную в 1580 году. |
Сокрушение | Сожаление о своих грехах, муки совести, обусловленные осознанием своей вины перед Богом. См. |
Обращение | См. Покаяние. Деяние Святого Духа, направленное на то, чтобы грешник посредством Закона увидел свой грех, а затем посредством Евангелия уверовал во Христа. |
Символ Веры | Заявление о вере. |
Доктрина | Учение. |
Избрание | См. Предопределение. |
Энтузиазм | Ересь, утверждающая, что Святой Дух, благодать и спасение обретаются грешниками безовсяких внешних средств — Писания, изреченного Слова Евангелия и без Таинств (Шмалькальденские артикулы, III, viii). |
Евангелический (-ая) |
Сосредоточенный (-ая) на Евангелии. |
Отлучение | Исключение ожесточенных и не желающих каяться грешников [в т.ч. еретиков] из христианской общины, оставление на них их грехов, лишение их Таинства Алтаря до тех пор, пока они не покаются ("О власти и первенстве папы", 60). |
Экзегеза | Истолкование или разъяснение Писаний. |
Вера | Упование на Христа; принятие Христа и Его искупительных деяний; познание Христа и Его добродетелей (Его спасительных деяний). |
Свобода воли | Со времен грехопадения человек не только грешен и виновен перед Богом, но является рабом греха и не способен придти к Богу, повиноваться Его Закону и веровать в Него. Только Дух Божий через Крещение и Евангелие в силах оживить и возродить его. Невозрожденный человек не имеет свободы воли, позволяющей служить Богу или придти к Нему. |
Добрые дела | См.: Праведность (п.4: Праведность верующих): дела, совершаемые согласно Закону Божию и при помощи Духа Святого верующими во Христа (АВ, XX, 15). |
Евангелие | Благая Весть о том, что Бог спас нас, послав Христа, дабы Он покорился Закону Божию и понес наказание за все наши грехи, вместо нас. (Часто в наших Вероисповеданиях термин "Евангелие" употребляется только для обозначения Писания, библейского учения в целом или одной из Книг, написанных новозаветными евангелистами.) |
Благодать | Незаслуженная любовь Божия по отношению к безнадежным грешникам. Благодать не является некой бездействующей, пассивной любовью, но представляет собой активные действия, связанные с тем, что Бог послал Своего Сына, дабы спасти нас, и Своего Святого Духа, дабы привести нас к вере во Христа, освятить и спасти нас. |
Вменять | Присваивать. Бог незаслуженно присваивает ("вменяет") нам, верующим во Христа, праведность Христову, добытую Его послушанием Божественному Закону и Его невинной жертвенной смертью (Апология, III, 109, 100). |
Воплощение | Называемое также ипостасным (личностным) единением. Учение о том, что Сын Божий, существующий предвечно, стал человеком, приняв на Себя человеческую природу, состоящую из тела и души, дабы спасти падшее человечество. Христос является одной Ипостасью — истинным Богом и истинным Человеком вечно (ФС, Конспективное изложение, VIII, 5). |
Оправдание | Бог считает безнадежных и повинных смерти грешников праведными благодаря искупительному деянию Христа. |
Закон | Неизменная воля Божия, показывающая человеку — как ему следует себя вести в помышлениях, словах и делах (ФС, Детальное изложение, V, 17; VI, 15). |
Посредник (Ходатай) |
Христос является нашим Посредником, или Заступником (Ходатаем), защищающим нас пред Богом, и причиной тому являются Его жертвенные и искупительные деяния (Апология, III, 93-94). |
Добродетель (заслуга) |
Небиблейское слово, употребляемое повсеместно в Вероисповеданиях в двух весьма различных значениях: 1. Для обозначения стремления и попыток человека (обычно имеющих место при папстве) заслужить себе прощение и вечную жизнь, либо уменьшить число лет, проведенных в так называемом "чистилище"; 2. Для обозначения того, что Христос совершил ради нашего спасения, — Его послушания Закону и искупительной заместительной смерти. |
Служение | Действие Святого Духа, осуществляемое через Слово Евангелия и Таинства, дабы передать благодать Божию, привести грешников к вере и поддерживать в них эту веру (АВ, V, 1-2). Иногда данный термин употребляется для обозначения пасторского служения (Трактат "О власти и первенстве папы", 67). |
Монергизм | Учение о том, что обращение человека целиком и полностью является деянием Святого Духа, осуществляемым через Евангелие и средства благодати (ФС, II). |
Послушание | Библейский (Рим.5:19) и конфессиональный термин (ФС, Дет. изл., III, 12, 15, 32), означающий спасительное деяние послушания Христова Божественному Закону, Его страдания и смерть, которые вменяются верующему. См. термин Праведность (п.2: "Праведность Христова"). |
Служение Ключей | Дарованная всей Церкви власть прощать и оставлять грехи силою Евангелия и Закона (Шмалькальденские артикулы, III, vii, 1). |
Первородный грех | Извращенность человеческой природы, возникшая при грехопадении Адама и передаваемая всем людям по наследству (АВ, II, 1-2). Он представляет собою похотливость и полное отсутствие страха Божия и любви по отношению к Богу (Апология, II, 3). |
Епитимья | Римское католическое извращение покаяния, которое называлось таинством и состояло из сокрушения, исповедания грехов перед священником и искупления [епитимьи, сатисфакции, возмещения] (человеческих деяний, которыми якобы заслуживается прощение Божие) (Апология, XII, 8-16). |
Ипостасное [сущностное] единение |
См.: Воплощение. |
Предопределение | Предвечная воля Божия, или благодатное предызбрание Божие, чтобы привести к вере и спасти навеки тех людей, которые до конца сохранят веру во Христа. Предопределение относится только к чадам Божиим. Оно неизменно. Не существует предопределения к проклятию. |
Умилостивление | Христово деяние удовлетворения гнева Бога Отца посредством Его полного послушания Божию Закону и невинной заместительной смерти за нас (Апология, III, 92-94). |
Возрождение | Состоящее в даровании веры во Христа новое духовное рождение, осуществляемое Духом Святым через Крещение, а затем, в жизни, — посредством силы Евангелия (АВ, V). |
Обновление | Освящение (см. определение в этом же перечне), производимое Святым Духом в тех, кто рожден заново (свыше). |
Покаяние | Сокрушение плюс вера, — отвращение от греха и обращение ко Христу, Спасителю грешников. |
Праведность | 1. Праведность веры — Бог провозглашает нас праведными только ради Христа (благодаря Его искупительному деянию и Его праведности), по вере во Христа. 2. Праведность Христова (часто называемая "чужой праведностью", потому что мы не имеем отношения к совершению этого) — Его совершенное послушание Закону и жертвенная и невинная смерть вместо нас, — все это вменяется грешнику, который верует в Евангелие. 3. Мирская праведность — внешняя покорность гражданским или естественным законам, которая в определенной мере может быть достигнута неверующими, однако ничего не стоит в глазах Божиих [по отношению ко Спасению]. 4. Праведность верующих — новое послушание Закону, порождаемое Святым Духом в тех, кого Он обратил через Евангелие и кому Он даровал веру во Христа (ФС, Детальное изложение, III, 30). |
Освящение | Новая жизнь, которою человек живет, когда он верует во Христа. В этой новой жизни Святой Дух направляет его к послушанию Закону ради Христа. |
Sola Fide | "Одною лишь верою". Эта фраза употребляется для указания на то, что безнадежный грешник оправдывается одною лишь верою во Христа, своего Умилостивителя и Спасителя. |
Sola Gratia | "Одною лишь благодатью". Эта фраза применяется для указания на то, что бедные грешники спасаются только по благодати, безо всякого участия и добрых дел с их стороны. |
Sola Scriptura | "Одно лишь Писание". Эта фраза употребляется для указания на то, что все христианское учение основано на Писании, и каждый учитель, каждое учение должны оцениваться по нему. |
Синергизм | Ересь, согласно которой грешник содействует Святому Духу в своем обращении (ФС, II). |
Теология (богословие) | Учение о Боге. Доктрина. |
Пресуществление (transubstantiatia) |
Связанное с Вечерей Господней отвергаемое нашими Вероисповеданиями римское католическое учение, о том, что хлеб и вино во время отправления Таинства утрачивают свою материальную сущность и преобразуются в Тело и Кровь Христовы таким образом, что хлеб и вино уже более не присутствуют (ФС, Конспективное изложение, VII, 22). |
Троица, Триединство |
Классическое христианское учение о том, что единый Бог, или единая Божественная сущность, имеет три различные Ипостаси — Отец, Сын и Святой Дух. |
"Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).
Українська Лютеранська Церква.
Copyright
Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.