Сайт душпастиря Павла
Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ
13. Крещение
Ни один христианин с апостольских времен не писал более красноречиво и убедительно о Святом Крещении, чем Лютер. Он смог сделать это потому, что для него оно значило чрезвычайно много. Мне кажется, что едва ли в его жизни был хоть один день, когда он не размышлял о своем Крещении, не благодарил Бога за него и не вспоминал того, что Бог сказал и сделал для него в Крещении. Узнав о приближающейся смерти, он был чрезвычайно расстроен тем, что не мог написать еще одной книги на эту тему.
Хотя в "Аугсбургском вероисповедании" и "Апологии" сказано о Крещении, — что оно необходимо для спасения, что оно дарует благодать Божию, и что младенцы должны быть крещены (АВ, IX; Апология, IX), — все же если мы хотим преподавать это учение во всей его силе и всей его утешительности, нам следует обратиться к двум лютеровским катехизисам. В них Лютер показывает себя серьезным систематиком. Во-первых, он рассказывает — что это такое, и что оно дарует нам. Во-вторых, он говорит, как Крещение может произвести столь великие действия. И в-третьих, он сообщает, как оно влияет на нашу повседневную жизнь, и как нам надлежит его использовать.
Крещение было установлено Самим Христом (Мат.28:19) как путь, "посредством которого мы были впервые приняты в лоно Христианской Церкви" (Большой катехизис, IV, 2). Это не просто омовение или погружение в воду, но, благодаря Слову Божию и заповеди Его, вложенных в него, оно становится "божественной, небесной, святой и благословенной водой" (там же, 17). Как говорит Св. Августин, когда Слово прилагается к веществу, происходит Таинство, священное действо, приносящее благословения тем, кто принимает его.
Каковы же благословения Крещения? "Выражаясь наиболее простым языком, можно сказать, что сила, действие, польза, плод и цель Крещения заключаются в спасении" (там же, 24). Лютер настаивал на том, что Крещение — не есть что-то, совершаемое нами, но Бог через Крещение действует в нас. В этом смысле "быть крещеным во имя Божье — значит быть крещеным не людьми, но Самим Богом" (там же, 10). "Итак, вы явственно видите, что здесь [в Крещении] нет никакого деяния, производимого нами, но есть лишь сокровище, которое Он дает нам и которое принимается верою. Точно так же, как Господь Иисус Христос на кресте — это не деяние, но сокровище, заключенное в Слове, предлагаемое нам и принимаемое верою" (там же, 37). Лютер назвал это "Христовым Крещением", поскольку посредством Крещения все, что наш Спаситель добыл и достиг для нас, становится нашим. Оно воистину является инструментом, при помощи которого нам даруются Святой Дух и вера (АВ, V).
Во времена Лютера многим казалось, что его учение о Крещении является "слишком католическим", что он не провел достаточно глубокую реформу церкви по этому вопросу. Главный аргумент критики заключался в том, что человеку следует уверовать до Крещения. Лютер соглашался с этим и утверждал, что Крещение, как и Святое Причастие, должно приниматься верою. "Вера присоединяется к воде и верует, что это Крещение, в котором заключено чистое спасение и жизнь. Не через воду (о чем мы уже достаточно говорили), но благодаря тому, что вода неразрывно соединена со Словом и установлением Божьим, и тому, что имя Божье является ее неотъемлемой частью" (Большой катехизис, IV, 29). Вновь и вновь наши Вероисповедания настаивают, что Таинства учреждены "для пробуждения и утверждения веры в тех, кто употребляет их" (АИ, XIII, 1-2). Меланхтон писал: "Поэтому мы учим, что при использовании Таинств должна добавляться вера, которою человек должен веровать в эти обетования и принимать обетованное, предлагающееся в отправляемом Таинстве. Причина этого ясна и надлежащим образом обоснована. [Это есть определенное и истинное использование Святого Таинства, на которое сердца христиан и их совесть могут положиться.] Обетование бесполезно до тех пор, пока оно не принимается верой" (Апология, XIII, 19-20).
Но как же тогда быть с младенцами? Как они могут иметь веру, чтобы принять столь великие обетования Крещения? Лютер ответил на это, что если младенцы могут иметь Святого Духа, о чем повсеместно учат Писания, то они, несомненно, могут иметь веру (Большой катехизис, IV, 49 и далее). Далее он говорит: "Мы приносим ребенка с уверенностью и надеждой, что он верует, и мы молимся о том, чтобы Бог даровал ему веру" (там же, 57). Лютер утверждал, что Крещение, подобно Евангелию, имеет силу даровать ту веру, которой оно требует в своих обетованиях, и в каждом случае Святой Дух самостоятельно, то есть без всякого взаимодействия и помощи со стороны крещаемого, порождает веру посредством избранных Им орудий, — Крещения и Евангелия. Для Него создать веру в младенцах посредством содержащегося в Крещении евангельского обетования ничуть не сложнее, чем породить веру во взрослых людях посредством проповеди Евангелия.
Крещение не является чем-то таким, что однажды происходит, и на этом все заканчивается. Его действие продолжается на протяжении всей нашей жизни. Оно полагает начало жизни покаяния и борьбы, — никогда не прекращающейся борьбы христианина за укрощение своей плоти, в которой живет все "что рождено в нас от Адама: злоба, ненависть, зависть, нецеломудренность, скупость, лень, надменность, да и само неверие", — все это свойственно нашей природе, — и [полагает также] начало жизни Духа, жизни праведности и добрых дел (там же, 66-67). И Крещение, — это внешне простое событие, произошедшее столь давно в жизни большинства из нас, дает нам силу совершать это! Удивительная благодать!
Лютер предпочитал производить Крещение путем погружения в воду. Он писал: "Деяние, или обряд [Крещения] заключается в том, что мы погружаемся под воду, которая покрывает нас [протекает по нам], а затем — опять извлекаемся оттуда" (там же, 65). Он говорил также о "погребении" в Крещении. В сущности, погружение не являлось для него единственно обязательной формой Крещения, но это наглядно иллюстрировало и символизировало действие в христианской жизни покаяния. "Когда люди становятся христианами, ветхий человек повседневно уменьшается — до тех пор, пока окончательно не погибает. Вот что значит воистину быть погребенным в Крещении и повседневно восставать вновь" (там же, 71). Так и мы используем наше Крещение — мы "погружаемся" в него и в его обетования повседневно, затем восставая из него обновленными и укрепленными, чтобы жить жизнью веры.
Українська Лютеранська Церква.
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.