Сайт душпастиря Павла
"Происхождение Формулы Согласия"
Юджин Клуг
История создания и краткое содержание "Формулы"
Исторический обзор событий, предшествовавших написанию Формулы Согласия |
После смерти Лютера 30 лет шла борьба, — но не за территории, а за доктрины. Лютеране были разделены, что доставляло немало удовольствия их противникам, как католикам, так и реформатам. Один из вопросов, по которому разделялись лютеране, касался достаточного основания для единства внутри христианского сообщества. С одной стороны стояли Меланхтон и филипписты, утверждая, что более умеренная и компромиссная позиция позволит церквям сохранить единство, даже если они в чём-то не будут согласны. Против этого яростно выступали Флациус и твёрдые лютеране, окрестив такой взгляд «компромиссом единства и безразличия». Флациус утверждал, что единство в церкви может быть достигнуто только путём искреннего примирения и искреннего согласия по спорным вопросам.
Двадцать лет потратили лидеры лютеранства и его теологи на то, чтобы после смерти Лютера создать Формулу, которая устранила бы существовавший раскол. Однако, несмотря на огромные усилия, раскол, казалось, напротив усилился. Теологи и лидеры, главным образом князья, собрались в 1556 году в Веймаре, чтобы обсудить условия примирения. Встреча окончилась ещё большим отчуждением, усилением конфронтации между сторонниками Флациуса и Меланхтона. Флациус стремился установить чёткую позицию лютеран относительно еретических учений, проникших в церковь — синергизма, майоризма, адиафоризма, крипто-кальвинизма. Он не стеснялся в выражениях, отчасти возлагая ответственность за это на Меланхтона, которого это привело в ярость, и противостояние стало ещё более яростным. Если не считать его единственной уступки Флациусу — признания своей ответственности за разногласия по вопросу адиафоры, ситуация была безнадёжной. Усилия со стороны других участников переговоров, включая Мерлина и Хемница, не увенчались успехом. Враждебность достигла своего апогея, когда Флациус заявил, что филипписты должны взять на себя всю полноту ответственности, а Меланхтон при этом отчаянно пытался спасти свою запятнанную репутацию.
Вмешательство со стороны князей мало к чему привело. Готовясь к предстоящей встрече с католиками, лютеране в июне 1557 г. собрались во Франкфурте с целью разрешить прежде свои внутренние противоречия, — но всё безуспешно. К диалогу в сентябре 1557 г. в Вормсе они пришли с большими разногласиями, за что подверглись язвительным насмешкам со стороны представителей римских католиков, которым сама идея диалога была далеко не по душе. Католики потребовали аннулировать условия Аугсбургского мира (1555), поскольку среди лютеран дела шли столь плачевно. Иезуиты усложнили и без того безнадёжную ситуацию, заявив, что такой раскол доказывает отход лютеран от их основной Формулы — Аугсбургского Вероисповедания (1530).
Насмешки противников принесли хотя бы один положительный результат — это побудило лютеранских князей приложить все усилия к поискам выхода из столь позорного положения. Мир на основе компромисса — обычная политическая практика— был единственным известным им способом. Пресловутые франкфуртские каникулы стали неудачной попыткой реализации ими столь тщетного устремления. Незамедлительно Флациус составил детальное описание потенциального вреда от подобного юнионистского компромисса, никак не устранявшего конфликт. Курфюрст Август Саксонский заручился поддержкой Меланхтона в разработке плана ответных действий. От Флациуса тут же последовало ещё одно письмо, Книга опровержения, где он, вместе со многими другими, призывал собрать всеобщий лютеранский синод. Этот призыв, который он назвал «Мольбой», был в некотором смысле последней надеждой Флациуса. Меланхтон воспротивился и этой идее, и, поскольку он располагал поддержкой своего князя, дело не получило хода.
Кроме мира религиозного, князья ратовали за мир гражданский. В 1561 году они съехались в Наумбург и попытались решить все проблемы без присутствия теологов. Однако их постигла неудача, поскольку они разделились в вопросе, следует ли принять неизменённое Аугсбургское Вероисповедание 1530 за основу, либо придерживаться так называемой Variata — Аугсбургского Вероисповедания с поправками Меланхтона (1540). Однако в основе их несогласия лежала более простая причина. Некоторые из них, признавали они это или нет, приняли кальвинистский взгляд на учение о Вечере Господней. Крипто-кальвинизм был реальной угрозой, как и отказ от позиций Лютера в вопросе о реальном присутствии Тела Христова и Крови Христовой в Причастии. Был ли возможен мир между сторонами, которые расходились в этом артикуле веры?
Данному разногласию суждено было стать основным препятствием. Ни переговоры, ни синоды, ни конфронтация, ни компромиссные формулы, не могли сдвинуть дело с мёртвой точки, пока не было решено это главное противоречие. Фактически, постепенно это стало ключом к будущему лютеранскому объединению. Возможность единства и общности веры стала рассматриваться как результат чёткого, недвусмысленного согласия по доктринальным вопросам. С миром среди лютеран следовало подождать, покуда не решится этот столь важный вопрос.
Цель эта не могла быть достигнута, пока в лютеранской среде не появились новые лидеры, помимо Меланхтона и Флациуса, лидеры, способные повсеместно представлять лютеран и отстаивать их позицию по вопросу чистоты доктрины. В борьбе за единство выделились два лидера: Андреа и Хемниц. Они перевязали кровоточащие раны измождённых расколами лютеран, предложив Формулу Согласия. Андреа был из Вайблингена в Вюртемберге, где он и родился в 1528 году. В бытность студентом он учился у верного лютеранству теолога Бренца, стал профессором, а затем и ректором Тюбингенского университета (Вюртемберг).
Хемниц родился 9 ноября 1522 г. в Трейенбритцене — деревушке, лежащей на полпути из Виттенберга в Берлин. Он учился в Виттенбергеком университете, но не теологии, а математике. И хотя у него была возможность видеть Лютера и слушать его проповеди, особенно в год смерти реформатора, Хемницу не довелось посещать его семинары. В теологическом отношении Хемниц был преимущественно самоучкой, достигшим необычайного уровня теологической образованности за каких-то два-три года, пока служил в Кёнигсбергской герцогской библиотеке. Это был весьма продуктивный период его жизни, он посвятил себя глубокому исследованию Писания на языках оригинала, а также изучению всех работ Лютера. Со временем он стал понемногу преподавать в Виттенберге, подменяя Меланхтона. Тогда же он получил диплом проповедника, оставил Виттенберг и направился к Мерлину в поместную церковь Брюнсвика, чтобы стать коадьютором. В конце концов ему достался пост управляющего, когда Мерлин перебрался в Кенигсберг. Очевидно, первая встреча между Хемницем и Андреа произошла на сентябрьских переговорах 1557 года с католическими теологами в Вормсе. И всё же по-настоящему близко они сошлись лишь в 1568, когда герцог Юлиус Брюнсвикский предложил Андреа присоединиться к Хемницу в качестве помощника при визитации его поместной церкви. Совместно они составили так называемый Corpus Doctrinae Julium, содержавший некий символ веры, а также правила внутрицерковного порядка и богослужения. Это стало той черновой работой, которая заложила прочное основание для их дальнейшего сотрудничества в создании Формулы Согласия.
Предварительная версия того, что могло бы быть названо Формулой Согласия появилась в 1569 году, когда Андреа предложил пять тем для размышления и обсуждения: оправдание, добрые дела, свободная воля, адиафора и Вечеря Господня, распространив это среди теологов для оценки в качестве проекта Формулы Согласия. Реакция теологов была неоднозначна. Одни соглашались с тем, что он написал, другие критиковали документ за его незаконченный характер — отсутствие чётких определений истины, отсекающих ошибочные доктринальные взгляды. Дело продолжилось приглашением Андреа в Виттенберг (1569) курфюрстом Августом для консультации с теологами Университета. Встречи эти, казалось, имели обнадеживающий результат. Судя по всему, Андреа предполагал, что эти экс-филипписты питали симпатию к его позиции.
Однако затем Андреа встретился с Хемницем в Брюнсвике, и тот объяснил ему, что виттенбержцы, открыто заявляющие о своей приверженности историческому лютеранству в соответствии с Аугсбургским Вероисповеданием, делают это, ссылаясь на сомнительный Corpus Philippicus, или Misnicus, излагающий взгляды Меланхтона. Отсюда эта осторожность в словах, употребляемых в совершенно ином смысле. Их теологическая неискренность вскоре проявилась в катехизисе, выпущенном в Виттенберге. Книга имела кальвинистский характер, особенно учение о Вечере Господней. Хемниц немедленно издал комментарий к этому катехизису, распространив своего рода символ веры в поместных церквях Брюнсвика. Он также заручился поддержкой таких людей как Хартманн Франкфуртский, Марбах Страсбургский и Андреа Тюбингенский. Одновременно в письмах ко всем этим лидерам он настаивал на необходимости общего Вероисповедания, которое было бы единым по духу с Аугсбургским Вероисповеданием и дало бы отпор крипто-кальвинизму.
Андреа, неутомимый путешественник и дипломат лютеранского единства, издал «Шесть проповедей» по спорным вопросам. Хемниц и другие не считали, однако, что форма проповеди годится для этой цели. Они ратовали за форму, которая посредством тез и антитез чётко очерчивала бы грани истины, артикул за артикулом недвусмысленно излагала бы факты. Андреа, учитывая эти идеи, издал известную Swabian Concordia в одиннадцати артикулах. По сути дела, это был первый проект того, что впоследствии превратилось в Детальное изложение Формулы Согласия. И опять документ был послан на рецензию теологам Нижней Саксонии. Хемницу, более, чем кому-либо принадлежат поправки к артикулу О свободной воле, а Китреусу — О Святом Причастии. В таком исправленном виде, получившем название Swabian-Saxon Concordia, документ вернули швабским теологам, которые должны были теперь высказать своё мнение. Был сентябрь 1575 года. Критика их в основном касалась несколько тяжеловесного стиля изложения, латинских фраз, а также того, что Меланхтон цитировался гораздо чаще, чем Лютер.
К тому времени (1574) курфюрст Август наконец разглядел неискренность своих виттенбергских теологов в отношении учения о Вечере Господней. Теперь он понял, что они пытались окольными путями, прибегая к звучной лютеранской терминологии, исподволь начинять учение о Причастии реформатскими, кальвинистскими воззрениями. Вовремя встревоженный проникновением крипто-кальвинизма на его территорию, курфюрст поручил Лукасу Озиандеру Старшему и Бальтасару Бидембаху написать несложное опровержение ошибочных воззрений, угрожавших лютеранской теологии. Он просил их избегать латинской и специальной терминологии, а также цитат из Меланхтона, чьё влияние теперь признавалось главным фактором, вносившим сумятицу в лютеранское богословие. Кроме того, он предлагал не, говорить о таких сектах, как анабаптисты и швенкфельдеры, ведь они больше не представляли угрозы лютеранству. Всего документ состоял из девяти артикулов. Издан он был в 1575 году под заглавием Maulbronn Formula, получив такое наименование по названию места, где встретились теологи.
Итак, появилось два документа по данному вопросу. Курфюрст послал их Андреа на рецензию. И, несмотря на то, что Андреа сам приложил руку к Швабско-Саксонскому Соглашению, он, подойдя к проблеме достаточно объективно, всё же отдал предпочтение Maulbronn Formula, как он сам отметил, из соображений формы и стиля. Сверх того, он предложил курфюрсту созвать всеобщий лютеранский синод, пригласив на него лишь избранных теологов, для окончательного рассмотрения обоих документов.
В замок Лихтенбург была приглашена группа из 12 теологов во главе с Зельнекером. Замок находился близ Преттина на Эльбе. Совещание состоялось с 15 по 17 февраля 1576 года. Зельнекер, который до разоблачения крипто-кальвинистской группировки в Виттенберге выражал свои взгляды на учение о Вечере Господней весьма туманно, теперь был убеждённым, твёрдым лютеранином. На совещании прозвучало предложение простить друг другу старые обиды, не цитировать Меланхтона, а также пригласить более широкую группу теологов, включая Хемница и Китреуса из северной Германии для дальнейшего обсуждения и составления документа, который послужил бы основанием для общего согласия и единства. Курфюрст Август совместно со своими единомышленниками лидерами из мирян, организовал такую конференцию, куда пригласил 20 теологов. Конференция состоялась в замке Хартенфельд, Торгау, с 28 мая по 7 июня 1576 года.
Кропотливо и вдумчиво углубились теологи в тексты двух существовавших формул, Maulbronn и Swabian-Saxon, и постепенно выработали новый документ, вобравший в себя всё лучшее из двух предыдущих. Он стал известен под названием «Книга Торгау» — документ из 12 артикулов, позднее составивших основное содержание Формулы Согласия. Конференция прошла необычайно гладко, и это чувствовалось буквально во всём — участники ощущали огромную радость от согласия, сопутствовавшего обсуждению каждого артикула, ведь большинство из них давало повод для ожесточённых разногласий на протяжении 30 лет. Все благодарили Бога за столь явное продвижение дела. Для Хемница это было воплощением заветной мечты. Когда, наконец, 7 июня документ отправили курфюрсту, тот принял его с великой радостью, благодаря Бога за ответ на горячие молитвы. Прежде чем теологи разъехались по домам, курфюрст обратился к Зельнекеру с просьбой провести благодарственное богослужение.
Экземпляры «Книги Торгау» были разосланы по всем направлениям — князьям, жителям городов и поместий, а также духовенству и теологам для критики и оценки. Документ был воспринят молниеносно, даже с большей готовностью, чем 95 тезисов Лютера. Большинство отзывов были положительными, за исключением, пожалуй, резкого неприятия нового Вероисповедания прокальвинистскими землями Европы. Хотя было объявлено, что Данный документ является не Вероисповеданием в обычном смысле, а скорее объяснением того, что значит быть истинным лютеранином в соответствии с духом и целью Аугсбургского Вероисповедания. Некоторые предлагали (однако предложение это принято не было), чтобы имена проповедовавших лжеучения теологов, таких как Флациус, Озиандер, Майор и Меланхтон, были указаны в документе вместе с их учениями. Другое предложение, нашедшее немедленный положительный отклик — издать одновременно и более краткую версию книги. Всего курфюрст получил 25 Gutachten, или откликов. Их он передал специальному выборному комитету из трёх человек — Хемницу, Андреа и Зельнекеру — Для тщательной обработки. Этот «триумвират Формулы Согласия» собрался в монастыре Берген близ Магдебурга 1 марта 1577 года, приступив к скрупулёзному изучению всего документа с учётом внесённых предложений. Позднее, в мае, к ним присоединились Китрэус, Кернер и Андреа Мускулус. И вновь они подвергли документ тщательнейшей проверке, обращая внимание на каждую мелочь и внося как обязательные, так и желательные поправки. Наконец, 28 мая 1577 года комитет из 6-ти человек завершил свой труд, получивший тогда название «Бергская книга». Это та часть Формулы Согласия, которую мы знаем под названием Детальное изложение. Краткая версия, так называемое Конспективное изложение, автором которой стал Андреа, была завершена и разослана на рецензию в тот же день. 29 мая 1577 года шестеро человек засвидетельствовали своими подписями долгожданное согласие, принесшее, наконец, всем огромное облегчение по завершении столь долгой и утомительной работы. Позднее к документу было дописано очень важное предисловие — изложение библейской позиции лютеран, добавленное с целью отсеять ряд возможных искажений, а также заявить об общем духовном основании, под которым многие, в особенности главные лидеры из мирян, поставили свои подписи. С течением времени Формулой Согласия стали называть (в узком смысле) «Бергскую книгу», послужившую основанием мира, а в более широком смысле (как в Книге Согласия) — Конспективное изложение вместе с «Бергской книгой». (Ради краткости здесь мы берём для рассмотрения именно Конспективное изложение.)
Ставя свои подписи под Формулой Согласия, 6 теологов торжественно произнесли следующие слова:
«Таким образом — пред Богом и всем христианским миром [пред всей Церковью Христа] мы хотим засвидетельствовать живущим сейчас и тем, кто придет после нас, представленное здесь заявление относительно всех вышеупомянутых и истолкованных спорных артикулов; это — и ничто другое — является нашей верой, учением и исповеданием, в которых мы также желаем, по милости Божьей, явиться с неустрашимыми сердцами пред судным престолом Иисуса Христа и дать об этом отчет. И также мы не желаем ни лично, ни официально [публично] говорить или писать о чем-либо, противоречащем этому — но, по милости Божьей, мы намерены пребывать в этом: посему, тщательно все взвесив, мы, в страхе Божьем и призывая имя Его, скрепляем сие нашими собственноручными подписями». [КС, ФС, Дет. изд., XII, 39.]
Их труд был разослан по всей Европе, во все земли и города, охваченные лютеранской Реформацией. Теперь созыв всеобщего синода казался излишним. Вместо этого представителям каждой из земель предлагалось изучить документ тщательно, отнесясь к нему со всяческим вниманием, и, по возможности, искренне принять его положения, заверив это своими подписями. Тем, кто принципиально возражал против самой идеи нового Вероисповедания, было дано заверение, что этот документ отнюдь не является новым Вероисповеданием и не содержит ни одного нового артикула. Скорее, он является изложением и теологическим обоснованием существующих лютеранских воззрений. Он призван служить стандартом истины, отделяющим её от всякого рода заблуждений, проникших в церковь после смерти Лютера преимущественно из римо-католицизма, кальвинизма, индифферентизма, синергизма, юнионизма, и отовсюду, где царил дух компромисса. Таким образом, Формула Согласия и Конспективное изложение, не будучи компромиссными документами, отстаивают истинное, чистое библейское учение в соответствии с ранее принятыми Вероисповеданиями. При этом Писание осталось единственным авторитетом, абсолютной нормой, возвышающейся над всеми другими авторитетами, включая сами Вероисповедания. Мало где, возможно, — только здесь артикулы христианской веры (по крайней мере те, которые прошли огонь яростных споров и тщательных проверок) были изложены столь ясно и доступно, с такими вескими библейскими обоснованиями. Посему можно с уверенностью заявить, что Формула и Краткое изложение — истинно экуменические документы. Они обеспечили прочное, истинное основание для единства и христианского общения, какое когда-либо могло быть достигнуто в условиях непримиримых разногласий в христианстве, особенно между лютеранскими и реформатскими церквями.
Формулу и Конспективное изложение приняли и подписали безо всяких осложнений, её с готовностью признали во всех лютеранских землях. На фоне нараставшего противостояния и критики со стороны оппонентов лютеранского богословия, возвышался факт, — в истории не существовало ещё инструмента, который бы так помогал в защите артикулов веры. Этот труд не был произведением лишь шестерых человек. Он стал результатом Божьего деяния через Его Слово и Его Церковь, деяния, коим Бог призвал народ Свой к чистому, неискажённому учению Писания. Чарльз Портерфильд Краут, один из ведущих лютеранских богословов Америки, наряду с К.Ф.В. Вальтером, сказал о значимости Формулы следующее:
«Трудно сказать, удалось бы протестантизму выжить без Формулы. Она приостановила кровотечение из смертельных ран лютеранства. История изобилует кризисами, в которых лютеранство сыграло решающую роль при сохранении Реформации в Европе. Тридцатилетняя война — война мучеников, спасших наш современный мир, сражаясь за будущее, была выиграна в стенах Бергенского монастыря. Если бы не мирное перо триумвирата, туго пришлось бы нам от меча Густава1. Измены и расколы внутри реформаторской церкви довершили бы то, чего не удалось добиться легионам Рима. Но чудо свершилось. Лютеранство превратилось из самой нестабильной церкви на земле в самую устойчивую. Бутон, родившийся в Аугсбурге, несмотря на шквальные ветры, вопреки плесени и гусеницам, всё же расцвёл, став самым полным, недвусмысленным Вероисповеданием, сочетающим в себе все христианские основы веры». (Цит. по: Concordia Triglotta, CPN, Сент-Льюис, 1921 г., Ист. Введ., стр. 254.)
1 Имеется в виду Густав II Адольф (1594—1632), Шведский король (1611— 1632), который был выдающимся командующим армией Протестантов в Тридцатилетней войне (1618—648); прозван «Северным львом». — Прим. теол. ред.
Українська Лютеранська Церква.
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.