· Про УЛЦ · Віра · Проповіді · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

"Происхождение Формулы Согласия"
Юджин Клуг

История создания и краткое содержание "Формулы"

Зміст

II. О свободной воле

Исторические предпосылки:
Синергическая дискуссия

      Человека всегда описывали как существо неискоренимо религиозное. Свидетельство тому — великое множество богов, которых он себе придумал. Не менее справедливым представляется нам утверждение о том, что всякий человек — «синергист от рождения». «Синергия» означает «совместное действие». Человеческому рассудку свойственно утверждать, что если путь назад к Богу должен быть нами найден, если его следует «совершать», то это неизбежно подразумевает наличие того, что человеку придётся делать самому.
      Христианству так и не удалось устранить эту необычайно живучую черту в человеке, даже в человеке возрождённом. Хотя Библия ясно свидетельствует, что человек спасается исключительно благодатью Божьей, а не делами Закона, история христианства сплошь испятнана следами синергических нападений на Евангельскую Весть и на жизни тех людей, в которых Евангелие пробудило веру, став залогом обновления.
      Одним из наиболее весомых творений Лютера является его труд "О рабстве воли" (1525 г.). Эразм оспаривал позицию Лютера по вопросу свободы воли, главным образом, чтобы оправдать себя в глазах своих римо-католических покровителей. Сожалея о такой позиции Эразма, Лютер, тем не менее, благодарил его за внимание, которое он привлёк к столь важному вопросу, «вокруг которого всё и вращается», то есть к необходимости «разобраться, какими способностями обладает эта 'свободная воля', в каком смысле она подчинена деянию Божию, как она соотносится с Его благодатью, а не со второстепенными вещами вроде папства, чистилища, индульгенций и так далее» (Ред. Пакер-Джонсон. Лютер, О рабстве воли, Ревел, Вествуд, Нью-Джерси, 1957г., стр. 78). Какова же роль свободной воли в обращении человека? Вопрос этот стоял чрезвычайно остро. Способен ли человек сам оставить зло и избрать добро, совершив, таким образом, своё спасение? Или это возможно только через излитие благодати Божьей? Действительно ли выбор свободен? Не противится ли воля Богу? Может быть воля вообще пассивна при обращении, в том смысле, что её следует вообще исключить как фактор, прибавляющий нечто постороннее к благодати Божьей, совершающей чудо возрождения?
      Человеческий разум не раз сражался с Писанием по этому вопросу. Апостол Павел, неопровержимо рассуждая в Послании к Римлянам (11:6) об альтернативах, убеждённо констатирует: «Но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью». Эта истина, провозглашённая в целом ряде мест Писания (см. Послания к Римлянам (3:28), к Галатам (5:4), к Ефесянам (2:8-9)), для человеческого разума, похоже, просто невыносима. Ему свойственно блуждать в дебрях своей диалектики, доказывая, что если человек способен в неверии отвергнуть благодать Божью, то, следовательно, принимает он эту благодать как результат свободного выбора. Для человеческого разума нет иной альтернативы, нет иного объяснения, почему одни спасаются, а другие идут в погибель, кроме указания на свободную волю человека, как залог либо согласия с Богом, либо отречения от Него. Иначе, следуя логике рассуждения, остаётся предположить двоякость воли Господа, — ведь одних Он спасает, а других предаёт осуждению.
      После коренного перелома в жизни Лютера, реформатор глубоко впитал и всем сердцем принял учение Писания о спасении одною лишь благодатью, — что совершенная праведность Христова вменяется ему даром, по благодати, и принимает он её исключительно верою в прощение грехов. С того момента всю свою жизнь Лютер учил своему «новому Евангелию», которое, конечно, отнюдь не ново, но есть лишь извечная истина Божья, впервые явленная нам сразу после грехопадения. Sola gratia/sola fide (только благодать/только вера) стало пульсом Реформации. Любую форму синергии надлежало рассматривать как возврат к законнической теологии Рима.
      Пока Лютер был жив, ему удавалось держать под контролем синергистски настроенных теологов. Среди них был Меланхтон — один из способнейших теологов-мирян во всей истории Церкви. Его почитали как praeceptor Germaniae (учителя Германии). Его труды до сего дня оказывают влияние на составление учебных планов при организации учебного процесса.
      Ранние труды Меланхтона были весьма здравыми. Первое издание его догматики, Loci communes, труды Аугсбургское Вероисповедание (1530 г.) и Апология (1531г.) блестяще выражали содержание артикула об оправдании верой. Однако Меланхтон так и не смог полностью изменить своему гуманистическому прошлому. В его разуме всегда сохранялось скрытое убеждение в способности человеческой воли к свободному действию. Вновь и вновь он клал в основу своих рассуждений об обращении фактор непротивления человеческой воли. В более поздних изданиях его Loci, a также Variata 1540 г.3 подчёркивается необходимость послушания человеческой воли как третьего фактора в обращении, действующего наряду со Словом Божиим и Святым Духом.
      Репутация Меланхтона долгое время ограждала его от критики, несмотря на то, что его утверждения относительно учения об обращении были весьма двусмысленны. Разоблачение произошло гораздо позже, когда его студенты стали всё больше и больше увлекаться синергической доктриной.
      Первые десять лет после кончины Лютера все были поглощены неприятностями, связанными с Интеримами. Но, наконец, филипписты прекратили свой маскарад. Всем стало очевидно, что лютеранство полным ходом устремляется назад, в объятия римско-католической доктрины об оправдании. Если всё, для чего необходима благодать Божья, — это воодушевление и побуждение человеческой воли к положительному ответу, то теология действительно опустилась до уровня схоластов и Фомы Аквинского.
      Иоганн Пфеффингер, профессор Лейпцигского университета, сотрудничавший с Меланхтоном в подготовке Лейпцигского Интерима и бывший одним из самых преданных его учеников, открыто отмечал значимость свободного волеизъявления, свободного решения со стороны человека, его участия в своём обращении. Он утверждал, будто человек сотрудничает с Богом, подготавливая себя к принятию Его благодати, что проявляется в непротивлении сердца, когда благодать нисходит на него. В 1555 Пфеффингер опубликовал свой далеко неоднозначный трактат «Пять вопросов о свободе человеческой воли». Теперь дискуссия разгорелась вовсю, особенно когда Пфеффингер объявил Меланхтона авторитетом в данном вопросе. На сторону Пфеффингера перешёл Штригель, профессор из Йены. К 1559 году споры стали столь горячими, что герцог саксонский Иоганн Фридрих II вынужден был употребить свою власть и арестовать нескольких зачинщиков, включая Штригеля.
      Столь суровые меры вызвали всеобщее осуждение, и вскоре послышались призывы организовать открытую встречу. В результате состоялся Веймарский диспут (1560 г.), где Флациус и Штригель стали двумя главными участниками. Темой была свобода воли и роль, отведённая человеку — если о ней вообще могла идти речь — в его обращении к Богу. Штригель успешно снял с себя и своих синергистов часть ответственности, умело подведя Флациуса к ошибочному заявлению о сущности первородного греха. (Сравните с содержанием главы I.) Тем временем он, употребляя убедительные рационалистические доводы, объяснял, как воля человека активно участвует в его обращении, как и почему она не является духовно мёртвой, и как, когда первородный грех сломлен, естественный потенциал человеческой воли высвобождается, обретая способность положительно реагировать и соглашаться с Богом.
      Лютер учил, что человек, обладая тем умом, той волей и тем сердцем, которые даровал ему Господь, действительно является подходящим субъектом для обращения. Бог ведь не создал Небеса для гусей! Но, вместе с тем, человек не способен ни начать, ни продолжить, ни поддержать своё обращение, располагая лишь своим естественным духовным потенциалом. Познание, принятие и упование на благодать Господню — всё это Бог сам производит в человеке через Евангелие. Способность противиться не обязательно подразумевает способность содействовать. В то время как Штригель полагал, будто в падшем человеке всё же сохраняется положительный духовный потенциал, который может быть приведён в действие благодатью Божьей, Лютер придерживался ясных свидетельств Писания о том, что человек и его воля полностью ожесточены первородным грехом, и что он в духовном смысле не более восприимчив, чем каменная глыба или холодный труп. Возрождение человека, его рождение свыше, дарованное по благодати Божьей силою Духа Святого через Слово, таким образом, является результатом Божия деяния. Потому, в плане своего обращения, — как говорил Лютер, — человек существенно пассивен, или полностью пассивен (Веймарское изд. 18, 697).
      Лютер не подвергал сомнению то, что человеческая воля вовлечена в этот процесс, что разум просветляется, а вера при обращении становится живой. Однако всякое такое изменение воли, ума или сердца следует относить к действию в человеке благодати Божьей. Если бы это было иначе, то спасение уже не являлось бы только действием благодати, а отчасти становилось бы заслугой человека, результатом его сотрудничества с Богом. Благодать Божья действительно производит обращение, она не просто инспирирует или начинает процесс, который человек потом довершает. У Лютера никогда не вызывало сомнений, что животворящее деяние Божие в обращённом человеке обновляет его разум, волю и сердце. Но при этом источник обновления жизни, освящения и добродетели равно остаётся в Боге и Его деянии.
      Споры бушевали на всём протяжении 1560-х, изобилуя взаимными обвинениями, зачастую чрезвычайно жестокими, в особенности когда они адресовались к Фридриху II. Последовали изгнания и аресты. Сначала преследования обрушились на филиппистов, а позднее, когда произошла смена ролей, сторонники Флациуса лишились своих должностей и вынуждены были спасаться бегством. Нечего говорить, времена были тяжёлые. Из всех разногласий Синергическая дискуссия была самой ожесточённой и раздражённой.
      Синергизм очень близок полупелагианству, течению, которое Лютер разоблачал как противоречащее Писанию. Меланхтон же возродил прежние еретические учения о трёх основных совместно действующих при обращении силах: о благодати Божьей, Его Слове и о послушной воле человека. Человеческому разуму такой взгляд всегда казался привлекательным. Однако Формула Согласия в своём втором артикуле вынесла окончательный приговор этой ереси, дав её полное описание и недвусмысленное опровержение. С полной ясностью Формула гласит:

«Святые Писания описывают обращение, веру во Христа, возрождение, обновление, и все, что относится к их действенному начинанию и завершению, [все это относится] не к человеческим силам естественной свободной воли — ни полностью, ни наполовину, ни в малейшей, даже самой ничтожной степени, но in solidum, то есть полностью и всецело — к Божественному деянию и Святому Духу (ФС, Дет. изл., II, 25)».

На початок!

3 Изменённое в угоду кальвинистам Аугсбургское Вероисповедание. — Прим. теол. ред.

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz