· Віра · Проповіді · Про УЛЦ · Літургія · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ

Зміст

9. В центре всего - оправдание верою

Оправдание грешника перед Богом

      Лютеранские Вероисповедания сосредоточены на оправдании грешника перед Богом.
      Благовестие об оправдании верою, с такой силою и столь утешительно провозглашенное Апостолом Павлом, было великим открытием и достижением Мартина Лютера и Реформации. Со времен Апостолов эта евангельская весть не провозглашалась столь ясно и чудесно. Именно это основное учение об оправдании верою, стоящее в центре Евангелия и всего христианского богословия, преобладает в наших лютеранских Вероисповеданиях. И именно вокруг этого учения сосредоточены все артикулы и все дискуссии наших Вероисповеданий.

      Что значит "быть оправданным"? Оправдание — это не просто какой-то артикул веры, в который следует веровать, и не более того. Это событие, происходящее с каждым безнадежным грешником, обретающим веру во Иисуса Христа.

      Комментируя Рим.5:1 в "Апологии", Меланхтон дает следующее определение оправданию: "В данном фрагменте термин 'оправдывать' означает, согласно юридической [судебной] терминологии: 'Снимать обвинение с виновного и провозглашать его праведным', но [это происходит] за счет праведности другого, а именно — праведности Христовой, и эта праведность другого передается нам верой" (Апология, III [О любви и исполнении Закона], 18419).

      Это очень важное определение. Бог, праведный Судия, прощает, освобождает нас и отпускает все наши грехи. Он делает это не потому, что мы невиновны, — Он оправдывает и провозглашает нас праведными ради Христа, благодаря Его [Христовой] праведности, Его послушанию Закону Божию и Его невинным страданиям и смерти. Когда Бог оправдывает меня, Он не только прощает мне ради Христа все грехи, но также вменяет мне совершенную праведность Христову. "Христос остается Посредником, — говорит Меланхтон, — и нам не следует терять уверенность в том, что ради Него Бог примирен с нами, несмотря на то, что мы недостойны" (Апология, III [О любви и исполнении Закона], 4220). И в нашей "Формуле согласия" (Детальное изложение, III, 9) более подробно разработано это объяснение:

      "В отношении праведности пред Богом верой, мы, в соответствии с кратким изложением нашей веры и исповеданием, представленным выше, веруем, учим и единодушно исповедуем, что бедный грешный человек оправдан пред Богом — то есть прощен и провозглашен свободным и освобожден от всех своих грехов и от вполне заслуженного осуждающего приговора — и что он стал чадом Божьим и сонаследником вечной жизни безо всякой добродетели или достоинства с его стороны, а также безо всяких предшествующих, настоящих или последующих дел, исключительно по милости, только и всецело из-за добродетели, полной покорности, горьких страданий, смерти и воскресения нашего Господа Христа, чья покорность вменилась нам в праведность".

      Мы можем очень многое почерпнуть из этого утверждения, столь живо излагающего Павлово учение о нашем оправдании перед Богом. Здесь Лютеранская церковь исповедует, (1) что Христос и Его деяние искупления является основой нашего оправдания, (2) что Бог оправдывает нас даром, по благодати, и (3) что мы принимаем оправдание Божие и все проистекающие из него благословения одною лишь верою во Христа.

      Наше оправдание перед Богом — это не миф, и не какая-то метафора или символ, это не просто Павлова попытка описать некую духовную сущность или духовное переживание, — но это факт, великий жизненный факт для нас, верующих во Христа. Сказанное Павлом об этом факте — есть буквальное апостольское разъяснение того, как происходит мое спасение.

      И нет ничего удивительного в утверждении Лютера о том, что этот факт открыл для него все Писание. Не удивительно и сказанное Меланхтоном, что учение об оправдании верою — это "основная тема христианского учения, которая, если ее правильно понимать, освещает и усиливает славу Христову... и приносит столь необходимое и обильнейшее утешение богобоязненным сердцам" (Апология, IV, 2). Не удивительно, что люди, первыми подписавшие лютеранские Вероисповедания, связывали само свое спасение с истинностью этого Вероисповедания, в центре которого стоит учение об оправдании. Ибо основой их спасения было учение об оправдании. Подобным же образом дело обстоит с нашим спасением!

На початок!

Оправдание только верою

      В одном из наиболее коротких артикулов "Аугсбургского вероисповедания" Меланхтон высказался о самом важном вопросе всей Реформации, — об оправдании верою. Мы читаем (АВ, IV):

      "Далее наши церкви учат, что люди не могут оправдаться пред Богом собственными силами, заслугами или делами, но они оправдываются даром, ради Христа, верой, когда они веруют, что принимаются с благосклонностью, и что их грехи прощены ради Христа, Который Своей смертью искупил наши грехи. Эту веру Бог вменяет нам в праведность перед Ним (о чем сказано в Рим.З и 4)".

      Короткий артикул. Но в нем очень ясно представлена лютеранская позиция. И какой эффект он произвел! Папские богословы предали его анафеме. И год спустя Меланхтон написал обстоятельное истолкование в защиту этой простой евангелической позиции, - труд, представляющий собой одно из наиболее библейских и убедительных истолкований артикула об оправдании верою. Меланхтоновская дискуссия об оправдании, вере и добрых делах в "Апологии" является подлинно мастерской.
      Мы уже рассмотрели — что, согласно нашим Вероисповеданиям, значит "быть оправданным". Какую роль играет вера в оправдании грешника? Вера — это не наше деяние, то есть она не является чем-то таким, что мы совершаем для оправдания перед Богом. Наша вера — это скорее то, чем мы принимаем Божий вердикт об оправдании ради Христа. "Формула согласия" (Детальное изложение, III, 13-14) гласит:

      "Ибо вера оправдывает не потому, что она является добрым делом или значительной добродетелью, но по той причине, что она ухватывается за заслугу Христову в обетовании Святого Евангелия и принимает [присваивает] ее. Ибо, для того чтобы нам обрести оправдание таким образом, оно должно быть приложено и применено к нам [присвоено нам] верой.
      Таким образом, праведность, вменяемая вере или верующему исключительно по милости — это послушание, страдание и воскресение Христа, поскольку Он удовлетворил вместо нас требования Закона [исполнил за нас Закон] и заплатил за напій грехи [искупил наши грехи]".

      Вера — это восприимчивость, это принятие Христа и всего, что Он совершил, дабы спасти и оправдать нас перед Богом (Апология, IV, 48, 112). Это твердая уверенность во Христе и в милости Божией ради Христа (Апология, IV, 79). Это истинное познание Христа, познание всего того, что Он совершил ради нашего спасения (Апология, IV, 46). "Чем же еще является знание Христа, если не знанием о добродетелях и заслугах Христа?.." (Апология, IV, 101). И, наконец, согласно нашим Вероисповеданиям, вера является личной. Никто другой не может веровать за меня, будь то хоть вся христианская Церковь всех времен. Только благодаря моей вере, моему принятию Христа и Его искупительных деяний я предстану пред Богом оправданным: "Таким образом, эта особая вера, которой человек верует, что ради Христа его грехи отпущены ему, и что ради Христа Бог примирен с ним и умилостивлен, обретает прощение грехов и оправдывает нас" (Апология, IV, 45).

      Меланхтон предлагает несколько обоснований того, почему оправдание может быть обретено одною лишь верою. Во-первых, — поскольку все, что Христос совершил для нас, провозглашено нам через обетование, Евангелие и оправдательный вердикт, вера является единственным возможным инструментом принятия этого вердикта или обетования. Нет иного способа принять вердикт или обетование, кроме как поверить в него (Апология, IV, 61-72). Во-вторых, — грешный человек, извращенный и порочный по природе своей, не может своими благочинностью, набожностью или добрыми делами заслужить оправдание перед Богом. Скорее он заслуживает нечто совершенно противоположное — осуждение. Не веруя в обетование, он оскорбляет Христа, пришедшего для того, чтобы принести человеку полное и безвозмездное спасение, сделав его праведным перед Богом (Апология, IV, 29 и далее). В-третьих, — Закон не может спасти или оправдать нас. Только Евангелие может сделать это. Закон может поддерживать внешний порядок в мире, но немощные человеческие потуги повиноваться Закону не могут удовлетворить правосудия Божия (Апология, IV, 22 и далее). Более того, Закон всегда обвиняет и пугает нас (Апология, IV, 37-38, 257). И наконец, никто не может повиноваться Закону, а значит — оправдаться им. Но, — благодарение Богу, — Евангелие отменяет приговор Закона и провозглашает нам, что мы оправданы по Его благодати, ради Христа (Апология, IV, 157-158).

      Я полагаю, многие в наши дни могли бы назвать эту дискуссию излишней словесной баталией. Но это лишь потому, что многие в наше время не видят того отчаяния, которое постигает всякого, кто пытается приблизиться к праведному Богу со своей праведностью. Какое это утешение, — повторяют Меланхтон и Лютер, — знать, что мы имеем мир с Богом ради Христа, и что нам следует лишь веровать в Его обетования и благодать (Апология, IV, 85, 119, 148, 204, 285, 382)! И тогда мы можем быть уверены, что имеем любящего и милосердного Бога, и предстать пред Ним облаченными в одежды праведности Христовой, служа Ему с любовью и благодарностью.

На початок!

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz