· Про УЛЦ · Віра · Проповіді · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

"Происхождение Формулы Согласия"
Юджин Клуг

История создания и краткое содержание "Формулы"

Зміст

IX. О сошествии Христа в ад

Исторические предпосылки:
Дискуссия о сошествии Христа в ад

      Христос «сошёл в ад». Так утверждают Апостольский и Афанасьевский символы веры. Сошествие в ад произошло после того, как Христос умер и был погребён, прежде Его славного воскресения из мёртвых. Лютеранские вероисповедания отражают и подтверждают те же самые истины в Аугсбургском Вероисповедании, Арт. III, «О Христе»; в Шмалькальденских Артикулах, Часть I; и в Большом и Малом катехизисах. Библейским основанием подобного исповедания являются такие фрагменты Писания, как 1 Петр. (3:18-20) и Колос. (2:15). Лютер, в своей часто цитируемой проповеди в Торгау, указывал также на фрагменты из Пс. 16 и Деян. (2:24,27).
      В своей проповеди Лютер подчёркивал, что весь Христос, вся Его неделимая Личность сошла в ад, то есть, иными словами, не только его человеческая душа или Его Божество, но весь Христос полностью. Во-вторых, он выделял тот факт, что теперь нет уже ни страданий, ни уничижения, поскольку возвестивший нам победу над сатаной и адом Христос пришёл к нам уже во славе. В то же время Лютер предостерегал нас от излишних мудрствований о том, как же это чудесное событие вообще могло произойти, увещевая довольствоваться тем, что нам открывает Писание. Ничего, кроме написанного, мы не знаем, и знание наше ограничено лишь тем, что это событие имело место, что это было чем-то славным, и что это не следует понимать как продолжение страданий, либо как умилостивление гнева Божьего или уничижение. Лютер настоятельно призывал нас не копать слишком глубоко в попытке разобраться, как же это произошло, или чем это было для нашего Спасителя.
      Данная дискуссия, возникнув в лютеранской среде, имела несколько ограниченный характер, поскольку сосредоточилась в основном вокруг личности Апинуса Гамбургского. Кроме того, распространение дебатов в основном ограничивалось городом, в котором они разгорелись, и его окрестностями. Нельзя сказать, что были полностью повторены былые ошибочные представления схоластов, будто сошествие Христа в ад совершила лишь душа Господа, а также реформатское и кальвинистское учение, согласно которому сошествие следует понимать иносказательно, как символическое указание на великие страдания Христа. Апинус же, считающийся, в общем, одним из верных и достаточно консервативных лютеран, придерживался мнения, что сошествие Христа в ад следует понимать как последний этап уничижения нашего Господа. Он не подвергал сомнению тот факт, что Христос сошёл в ад во всей полноте Своих свойств, и что это было реальным событием, однако полагал, будто его следует рассматривать как элемент страданий Христовых, как последний, величайший этап Его уничижения.
      Коллеги Апинуса и его друзья церковники в Гамбурге не замедлили с ответом. Они указывали, что произнесённое Христом на кресте: «Свершилось» — означает конец Его заместительного страдания. Гамбургский городской совет в 1550 г. обратился за разъяснением к Меланхтону. В своём ответе он больше ссылался на проповедь Лютера, который утверждал, что сошествие Христа в ад в Библии описано как нечто триумфальное, но не как продолжение Его страданий, обойдя, впрочем, тот факт, что Лютер делал это, опираясь на учение Святого Писания. Следовательно, это событие надлежит относить к Его триумфальному воскресению из мёртвых, а не к последнему этапу уничижения.
      Неоднозначный ответ Меланхтона вызвал новую волну разногласий, вовлекая в спор многих других, не только гамбургских церковников. Со смертью Апинуса в 1553 году, по крайней мере в Гамбурге, дискуссия была закрыта, поскольку совет издал указ, запрещавший дальнейшие споры, как наносящие вред благосостоянию общества. Однако в других лютеранских землях теологи не оставляли этого спора ещё некоторое время. Полемика шла всё по тому же вопросу — следует ли считать сошествие Христа в ад финальным актом Его страданий, а значит, последней стадией уничижения, или же оно относится к Его триумфу. В ряде мест споры достигли такого накала, что некоторые сторонники Апинуса были жестоко наказаны. Дабы предупредить дальнейшие столкновения, составители Формулы Согласия решили, что было бы разумно включить в документ небольшой артикул, раскрывающий суть данного вопроса. Так появился артикул IX. Их удовлетворило чёткое изложение сути вопроса Лютером, сделанное им в проповеди в Торгау, где он высказывает следующие выдающиеся мысли: «Мы просто веруем, что вся полнота Христова, вся Его Богочеловеческая сущность, после смерти и погребения сошла в ад, разрушила власть тьмы, сокрушила сатану и лишила его всякой силы... Но нам не стоит быть излишне любопытными, пытаясь исследовать, как именно это произошло, а скорее отложить это до тех лучших времён, когда не только это учение, но и все другие будут нам открыты, учения, в которые здесь мы только веруем, не имея возможности уразуметь их своим слепым рассудком». (Цитата приведена из Concordia Triglotta, Ист. Введ., стр. 195.)7

На початок!

7 «Довольно с нас знания, что Христос сошел в ад и уничтожил ад для всех верующих, избавив их от власти смерти и дьявола, от вечного проклятия и бездны [челюстей] преисподней. Но вопрос: как именно это произошло — нам следует [не задавать из праздного любопытства, а] сохранить это для иного мира, в котором не только этот вопрос [эта тайна], но также и другие тайны, в которые мы просто веруем и которые не можем объять своим слепым разумом, будут открыты нам» (ФС, Консп. изл., IX, 4). «Мы просто веруем, что личностно единый [целостный] Бог и Человек после погребения, сошел в ад, поверг дьявола, разрушил силу ада и полностью лишил дьявола его могущества. Однако, мы не должны обременять себя глубокими и детальными размышлениями о том, как это произошло, ибо при помощи нашего разума и пяти наших чувств данный артикул столь же непостижим, как и предшествующий, повествующий о том, как Христос воссел одесную всемогущества и величия Божьего. Но мы должны просто веровать в это и придерживаться того, что говорит Слово [о подобных Таинствах веры]. Таким образом, мы придерживаемся утверждения [здравого учения] и [истин ного] утешения, что ни преисподняя, ни дьявол не могут одолеть или причинить вред нам и всем верующим во Христа» (ФС, Дет. изл., IX, 2-3).— Прим. ред.

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz