· Про УЛЦ · Віра · Проповіді · Бібліотека · Календарі · Музика · Фото · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Проповідi Мартіна Лютера

Мартин Лютер (1483-1546)
      Приведенная ниже проповедь взята из III тома "Проповедей М. Лютера", изданных Baker Book House (Grand Rapids, Мичиган). По-английски она впервые была издана в 1907 "Лютеранами во всех землях" (Миннеаполис, Миннесота) в серии, озаглавленной "Драгоценные и священные писания Мартина Лютера", т. 12. Первоначальное название этой проповеди приводится ниже (она была произнесена Лютером в 1522 и 1523 гг.).

Перевод Сергея Соловьева
Евангелическо-лютеранская церковь, г. Екатеринбург

О ПРОПОВЕДНОМ СЛУЖЕНИИ, А ТАКЖЕ О ПРОПОВЕДНИКАХ И СЛЫШАЩИХ ПРОПОВЕДЬ

ИОАН. 10:1-11: Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус. Но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

РАЗДЕЛ I. ИСТИННЫЕ ПРОПОВЕДНИКИ СЛОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ПРИЗВАНЫ К ЭТОМУ.

1.     Данный отрывок из Евангелия повествует о составе этого служения - о том, каким образом оно устанавливается, в чем заключается и как оно может быть неправильно употреблено. И действительно, знать все это необходимо, поскольку столь велика важность этого служения, что ему надлежит отдать первенство при сравнении со всеми остальными служениями, сколько их ни существует в христианстве. Весьма высоко почитал его и Св. Павел - потому, что когда Слово Божье провозглашается, то оно является действенным ко спасению для всех, кто верит в него. Он говорит в Послании к Римлянам (1:16): "Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению каждому верующему". Сегодня надлежит нам обсудить эту тему, ибо она входит в состав нашего нынешнего Евангельского урока. Какой же, однако, вонью будет все это в ноздрях у папы! Но как по иному должен был бы я со всем этим обходиться? В отрывке говорится: "Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник (убийца)".

2.     Истолковывается этот стих как имеющий отношение к тем, кто пробирается, действуя в силу своего собственного усмотрения, к занятию лучших церковных должностей, используя для достижения этого знатность и богатство, рекомендации или свою собственную власть, не обретая этого положения через совершаемое надлежащим образом назначение и не прибегая к должным полномочиям. И в наше время наиболее благочестивые юристы налагают наказания на людей за то, что те устремляются в Рим в погоне за гонорарами и бенефициями, а также во стремлении занять церковные высокие должности и служения. Они называет это симонией. И все это в действительности весьма прискорбно, ибо от совершаемых должным образом призвания и назначения зависит очень многое. Никто не должен приступать к исполнению этого служения, не будучи уполномочен к тому теми, кто имеет должный авторитет, а лишь в силу своего собственного усмотрения. Но если при настоящих обстоятельствах будем мы ожидать до тех пор, пока не будут получены нами полномочия проповедовать и отправлять таинства, то не удастся, вплоть до конца нашей жизни, приступить нам к исполнению этих служений. Ведь в наше время епископы силой проталкиваются к занятию своего служения, и те, кто обладает властью принимать решения о введении в сан, подвержены влиянию кумовства и чинопочитания. Но от обсуждения всего этого я воздержусь и поведу речь об истинном служении, к исполнению которого никто не может быть приведен силой (даже если бы и решился на то, исходя из самых лучших побуждений), без того, чтобы быть призванным к тому другими, имеющими полномочия.

3.     Воистину, все мы наделены правом проповедовать, да , должны мы проповедовать имя Божье; нам заповедано поступать так. Петр говорит в своем 1 Послании (2:9-10): "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы". Но, несмотря на это, Павел устанавливает порядок в 1 Кор. 14:40, говоря следующее: "Только все должно быть благопристойно и чинно". Семья - это то место, где должен соблюдаться порядок. Если захотят главенствовать все наследники сразу, то там неминуемо воцарится анархия. Но если, однако, с их общего согласия к наследию будет избран один из их числа, а другие от этого откажутся, то гармония там будет обретена. Подобным образом и в вопросе проповедования должно совершаться нами избрание с тем, чтобы порядок был бы сохраняем…

(Здесь опускается короткий отрывок.)

РАЗДЕЛ II. ПРОПОВЕДНИКИ СЛОВА НЕ ДОЛЖНЫ ПРОПОВЕДОВАТЬ НИЧЕГО ИНОГО, КРОМЕ СЛОВА.

4.     О призвании на служение сказано достаточно. Но Христос и не об этом говорит здесь; ибо требуется и еще нечто более важное, именно же, чтобы не давался бы ход враждебным или дополнительным учениям, и чтобы не учили иному слову - отличному от того, коему учил Иисус. Он Сам говорит в Мат. 23:2-4: "На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их". И хотя те, о ком здесь говорит Иисус, и были назначены надлежащим образом, тем не менее они были ворами и убийцами, ибо учили они иному - тому, что отличалось от учения Иисуса. И в ином месте укоряет их Иисус, в Мат. 15:3, где раскрывает Он перед ними суть их традиций и объясняет, как через свои собственные выдумки они преступили Божьи заповеди - да не только преступили, но и полностью их упразднили. Мы знаем также и многих пророков, которые были надлежащим образом назначены и при этом были введены в заблуждение, наподобие Валаама, о коем читаем мы в Числ. 22; то же можно сказать и о Нафане, что описано во 2 Цар. 7:3. Подобным образом сбились с истинного пути и многие епископы.

5.     Тут Христос говорит следующее: кто намеревается войти через дверь, тот должен быть готов говорить Слово, относящееся ко Христу, и Он же должен быть и центром для его слова. Пусть это будет названо "вхождением", когда один из проповедников поступает правильно, это вхождение, достижение цели - духовное, через Слово - ибо через уши своих слушателей проповедник окончательно вступает в овчарню - в сердце верующих. Христос говорит, что пастух должен входить через дверь - что означает необходимость проповедовать только Христа, ибо Он и есть дверь в овчарню.

6.     Но где есть незваные гости, которые прорубают свою собственную дверь, свою собственную щель, через которую они вползают внутрь - их собственные добавления, отличные от того, чему учил Иисус - там мы можем назвать их ворами. Об этих говорит Павел в Рим. 16:17-18: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных". Здесь Павел не ведет речь о противостоящих или враждебных учениях, но о тех, кои помещаются рядом с истинным учением; они есть добавления, производящие разделения. Павел называет их соперничающими учениями; добавлениями, производящими соблазны; оскорблениями и отклонениями, где кто-либо успокаивает свою совесть своими добрыми делами и поступками.

7.      Сейчас, когда Евангелие ощутимо, полно и ставится превыше всего, должна присутствовать невосприимчивость к добавлениям и соперничающим учениям. Учение о зарабатывании вхождения на небеса посредством соблюдения постов, молитв и епитимьи является дорогой в сторону, которую Евангелие не потерпит. Но наши церковные авторитеты одобряют все эти вещи - и в силу этого являются они ворами и убийцами; ибо они творят насилие над нашей совестью, режут и уничтожают овец. Каким образом это ими совершается? Как только я отклоняюсь на дорогу, которая ведет в сторону, либо идет параллельно истинной, то немедленно душа моя сворачивает от Бога на тот путь, где я должен погибнуть. Поэтому дорога эта является причиной моей гибели. И совесть, и сердце человека должны основываться на одном, единственном Слове, или же они придут к печали. "Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой" (Ис. 40:6).

8.     Все учения людей, хотя и представляются внушающими восхищение, падают на землю, а с ними падает и совесть, основанием для которой они служили. И здесь нет ни помощи, ни какого-либо целительного средства. Но Слово Божье вечно и должно длиться вовеки, и сам дьявол не сможет низвергнуть его. Заложено основание, на котором совесть может утвердиться навечно. Должны погибнуть слова людей и все, что к ним относится. Те, кто входит не через дверь - именно же те, кто не говорит истинного и чистого Слова Божьего, безо всякого добавления - не закладывают правильного основания, они убивают, мучают, режут овец. Следовательно, Христос говорит далее в этом Евангелии: "А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слышат его Голос".

РАЗДЕЛ III. ИСТИННЫЙ ПРОПОВЕДНИК ДОЛЖЕН ВО-ПЕРВЫХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАКОН ПРАВИЛЬНЫМ ОБРАЗОМ, И ТОЛЬКО ЗАТЕМ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ.

9.     Упоминаемый здесь придверник есть тот, кто правильно учит Закону - показывает, что существует Закон, который должен открывать нам нашу беспомощность; что дела Закона не помогают нам, хотя они и требуют того, чтобы мы уделяли им внимание. Затем он открывает дверь пастырю, именно же Господу Христу, и позволяет Ему одному питать овец. Ибо служение Закона уже близко к концу; он исполнил свое назначение, состоящее в открытии сердцу его грехов до тех пор, пока оно окончательно и полностью не смирится и не сокрушится. А затем приходит Христос и сотворяет из овцы ягненка - питая его Евангелием и направляя его к тому, как заново обрести веселье для сердца - для того самого сердца, которое так безнадежно было встревожено и сокрушено Законом.

10.     Затем ягненок слышит голос Христа и следует ему. Он имеет выбор пастбищ и знает голос пастыря, а голоса чужака никогда не слышит и никогда не следует ему. Поскольку кто-либо проповедует ему о делах, постольку он обеспокоен и сердце его не может воспринимать учение с радостью. Очень хорошо известно, что посредством дел ничего не может быть совершено; ибо человек может сделать столько, сколько в силах сделать, и все же будет он при этом обладать тяжелым духом, будет думать, что того, что он сделал, недостаточно, да и сделано все неверно. Но когда приходит Евангелие - голос пастыря - то оно говорит: Бог отдал миру Своего Единородного Сына, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Тем самым сердце и делается счастливым; оно питается этими словами и находит их хорошими. Ягненок нашел подходящее пастбище и не хочет никакого другого. Да, когда зовут его на другое пастбище, то он бежит оттуда и не желает там кормиться. А это пастбище всегда притягивает овцу, и овцы тоже ищут его. Говорит Бог в пророчестве Исаии: "Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис. 55:11).

РАЗДЕЛ IV. СЛЫШАЩИЕ ОБЛАДАЮТ ПРАВОМ ИСПЫТЫВАТЬ ПРОПОВЕДУЕМОЕ И ВЫНОСИТЬ О НЕМ СУЖДЕНИЕ.

"И он зовет своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса".

11.     В этом тексте есть две мысли, достойные того, чтобы на них обратили внимание: свобода веры и способность судить. Вам известно, что наши убийцы души предложили нам принять то, что решили и постановили соборы и образованные доктора, на веру, без самостоятельного вынесения суждения о том, истинно это или нет. И так уверились они в непогрешимости соборов и докторов, что издали эдикт, который каждый может увидеть, что если не примем мы того, что они говорят, то в силу этого подпадаем мы под запрещение. Теперь же позвольте нам взять в руку копье и пробить дыру в их щите; да, решения их поистине являются паучьей сетью. И более того, должны вы употребить против них то самое копье, которым до сих пор они действовали против нас, и раскрыть им глаза относительно этого предмета.

12.     Запомните хорошенько, что овцы должны выносить суждения о том, что находится перед ними. Они должны будут сказать: Мы имеем Христа как нашего Господа и предпочитаем Его Слово словам любого человека или словам тех ангелов тьмы. Мы хотим испытывать и выносить для себя суждения о том, действительно ли правы папа, епископы и их последователи. Ибо здесь Христос говорит, что овцы судят и знают, какой из голосов является истинным, а который - нет. А теперь пусть они убираются прочь. Постановили ли они что-либо? Мы проверим, правильно ли это, и согласно нашему собственному суждению сделаем вывод об этом. И поступать так - есть личное, частное дело для каждого отдельного христианина, знающего, что не человеческий, но божественный авторитет побуждает нас делать это. И настоящие овцы бегут от чужака и держатся голоса своего пастыря.

13.     И этим авторитетом Евангелие низвергает все соборы, все папистские законы на землю, заверяя нас в том, что ничего не должны мы воспринимать без того, чтобы предварительно не вынести об этом суждения, и что мы при этом обладаем способностью и правом судить, и что такое положение дел пребывает истинным вплоть до сегодняшнего дня. Паписты взяли у нас меч с тем, чтобы мы не были способны противиться любому лжеучению, и более того, они силой ввели такие лжеучения среди нас. И если сейчас мы заберем у них этот меч, то они очень этим опечалятся. И мы действительно должны забрать его, не силой, но посредством Слова, позволяя отнимать у себя все, чем обладаем помимо этого, приговаривая: Я - Божья овца, чье Слово я желаю применить к себе. Если вы дадите мне его, я признаю вас пастырями. Если же вы, однако, прибавите к истинному Евангелию другое, и не дадите мне чистого Евангелия, то в силу этого я не буду признавать вас пастырями и голоса вашего не буду слушать; ибо то служение, которым вы так бахвалитесь, не простирается далее тех пределов, которых достигает Слово. Если мы признаем кого-либо годным быть пастырем, то и воспримем его в качестве такового; если же нет - то вынуждены будем удалить его, ибо овцы могут судить о голосе пастыря. Если он не приводит нас на должное пастбище, то вынуждены будем сказать "прощай" такому пастырю, именно же епископу, ибо пастырем и епископом делают не шапка, украшенная жемчужинами, и не серебряный посох, но забота об овцах и об их пастбище - вот от чего зависит это служение.

14.     Сейчас паписты возражают, когда выносятся суждения относительно любых их деяний, и в силу этого они вторглись и взяли у нас тот меч, который мог бы быть нам полезен в этих целях. Также они навязывают нам то, что мы должны, по их мнению, принять - и принять все, чтобы ими ни было предложено, без права на возможность вынесения нашего суждения об этом. И дошло почти уж до того, что стоит только папе вздохнуть, как уже из одного этого ими сотворяется артикул веры. Объявили они также и о том, что те, кто облечен авторитетом и властью, пользуются правом налагать на тех, кто им подчинен, любые законы, по своему усмотрению, независимо от того, что по этому поводу думают те, на кого таковые законы налагаются. И эти условия весьма плачевны для христиан, а между тем, в противном случае, одному папе пришлось бы иметь дело с сотнями тысяч направленных против него мечей. И это им очень хорошо известно, потому и так льнут они ко своим законам. Ведь если бы дозволено было бы ими вынесение беспристрастного суждения, то законы их были бы отброшены и пришлось бы им ограничиться проповедью чистого Слова, но такой поворот сократил бы размеры их брюх и число их лошадей.

15.     Следовательно, побуждает вас упомянутый отрывок Писания разнести на кусочки и сокрушить все, что не находится в гармонии с Евангелием, ибо право выносить суждения принадлежит овцам, а не пастырям. У вас есть право и власть судить обо всем, о чем бы ни проповедовалось: только так, и ничуть того не меньше. Если бы не было у нас такой власти, то напрасно бы сказал тогда нам Христос следующее в Мат. 7:15:"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные". Не могли бы мы бояться и остерегаться, если бы не имелась у нас власть судить, а были бы обязаны принимать все, что бы ни было сказано и проповедано.

РАЗДЕЛ V. ПРОПОВЕДНИКИ НИКОГО НЕ ДОЛЖНЫ ПРИНУЖДАТЬ ВЕРИТЬ.

16.     Вторая мысль есть та, что никто не должен быть принуждаем верить, ибо овцы следуют за тем, кого они знают, и бегут от чужака. Сейчас желание Христа состоит в том, чтобы никто не был принуждаем, но чтобы было позволено людям следовать за Ним по зову их желающих сердец и по своему собственному усмотрению, а не по причине страха, стыда или раздора. Он позволит Слову идти вперед и совершить все, что нужно. Когда пленены их сердца, то, естественно, они пойдут сами. Ибо вера не исходит из сердца, если там нет Слова Божьего.

17.     Безумна и глупа наша теперешняя знать, пытающаяся привести людей к вере посредством силы и меча. А между тем Христос в данном случае желает, чтобы овцы шли сами по себе, из-за того, что Его голос знаком им. Телесный человек может быть принужден, и видим мы тому примеры в том, как папа своими законами принуждает людей идти к исповеди и к Господнему Причастию, но сердце при этом не может быть уловлено. Христос хочет, чтобы все совершалось свободно. И хотя Он и обладает властью достаточной для того, чтобы принудить людей, все же желает Он завоевать их посредством Своей благотворящей любящей проповеди. Кто бы ни последовал за Христом после того, как проникся доверием к Его словам, тот не допустит ничего такого, чтобы смогло бы оторвать его от Христа. Знать желает привести людей к вере посредством меча и огня, но это бессмысленно. Потому давайте позволим себе увидеть, как чистое Слово Бога Само направит их, а затем оставит, предоставив им свободу следовать туда, куда они захотят, - тех, кто был уже пленен; да, они добровольно последуют за Ним.

18.     Всем этим я вовсе не хочу отменить гражданский меч; ибо он твердо должен быть удерживаем в руке с тем, чтобы никто не смог бы причинить вред другому, но помимо исполнения этой цели он не должен быть приводим в действие. Меч должен сохраниться по причине наличия злобных негодяев, кои не оказывают Слову никакого почтения, однако он не способен принудить сердце, привести его к вере. Ввиду таковой непригодности в вопросах веры не должно прибегать к мечу; здесь всякий должен входить через дверь - именно же, проповедовать Слово и давать свободу сердцу. Только так люди могут быть приведены к вере. Итак, есть эти два отличающихся друг от друга надлежащих способа действия - для благочестивых и для злых: благочестивые должны быть движимы Словом, злые же должны быть ограничиваемы мечом с той целью, чтобы был соблюдаем порядок.

РАЗДЕЛ VI. ПРИЗНАКИ ЛОЖНЫХ ПРОПОВЕДНИКОВ.

19.     Сейчас Христос Сам истолковывает Свои собственные слова. Он говорит, что Он - дверь овцам, а все те, которые пришли до Него, именно же те, кто не был посылаем Богом так, как посылались пророки, но пошли сами, будучи неуполномоченными на то Богом, являются ворами и убийцами; они крадут у Бога Его честь и удушают своими лжеучениями человеческие души. Но Христос есть дверь, и любой, кто входит Им, будет спасен - он будет расхаживать туда и сюда и везде находить подходящее пастбище. Тут Христос ведет речь о христианской свободе, которая означает, что ныне мы освобождены от проклятия и тирании Закона, и должны придерживаться его лишь в той мере, в какой этого требует любовь и возникающая нужда, при построении отношений со своим соседом. Так поступал Павел. Когда он пребывал среди евреев, то соблюдал Закон вместе с ними, когда же жил среди язычников, то придерживался того, чего и они, о чем и сам он говорил в 1 Кор. 9:19-23:

"Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его".

20.     Воры и убийцы - ложные учителя и лжепророки - никогда не поступают таким образом; они ничего иного не делают, кроме как воруют, душат и губят овец. Но Христос, истинный и верный пастырь, лишь затем пришел, чтобы овцы могли бы жить и были бы всем удовольствованы. Об изучаемом сегодня отрывке Евангелия нами сказано достаточно. Закончим, помолившись Богу о даровании Им для нас благодати на должное употребление этого отрывка и на верное его понимание.

На початок!

Хрест "Благодать вам та мир нехай примножиться в пізнанні Бога й Ісуса, Господа нашого!" (2 Петра 1:2).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz