· Про УЛЦ · Віра · Проповіді · Бібліотека · Календарі · Музика · Фото · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Проповідь Мартіна Лютера (1483-1546)
"О ТРОЙНОЙ ПРАВЕДНОСТИ"
Перевод Сергея Соловьева

      Из текстов в: D. Martin Luthers Werke: Kritische Gesammtausgabe Band 2, (Weimar: Hermann Boehlau, 1884), pp. 41-47 Dr. Martin Luther's Catechetische Schriften and J.G. Walch and G. Stoeckhardt eds., Band 10 Dr. Martin Luther's Saemmtliche Schriften. (St. Louis: Concordia Publishing House, 1885), cols. 1254-1263.
Перевод Преподобного доктора Glen Zweck

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

      В 1519 Лютер произнес проповедь на тему "О двойной праведности", основанную на Фил. 2:5-11. Это учение о двойной праведности было затем включено в Формулу Согласия (Детальное Изложение, III. О праведности верой перед Богом, 32). В этой проповеди Лютер, во-первых, дает определение праведности, являющейся чужой для нас, которая внесена извне, именно праведности Христа. Второй следует наша собственная праведность, которая есть плод работы той первой праведности.

      Резкость, с которой в этой проповеди были сформулированы данные тезисы, и послужила причиной для Лютера произнести проповедь о тройной праведности, где были внесены изменения по смягчению резких утверждений. Данный вывод, по моему мнению, с неизбежностью следует из сравнения дословных переводов обеих проповедей. По этой причине приведенный ниже перевод сделан таким образом, чтобы он был как можно более приближен к первоначальному латинскому тексту. По мнению редакторов WA проповедь о тройной праведности была произнесена в сентябре 1518 года. Я настаиваю на том, что структура данной проповеди, несмотря на немногие лютеранские характерные особенности, отражает дореформационную теологию обращения (гражданская праведность, за которой следуют в начале действительная праведность (праведность в собственном смысле этого слова), а затем - внесенная праведность). Немецкий перевод этой проповеди, сделанный в издании Сент-Луиса, представляет Лютера большим лютеранином, чем тот в действительности был в то время.

Проповедано в Виттенберге в 1518 году

ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦОМ МАРТИНОМ ЛЮТЕРОМ, ВИТТЕНБЕРГСКИМ АВГУСТИНЦЕМ.

Тройным является грех, противостоящий тройной праведности благочестия.

ПЕРВЫЙ

есть преступный "todsuende", явное проявление зла, которое наказуется даже мирской властью, как, например, воровство, человекоубийство, поджог, святотатство и т.п. Все эти дела наказуются мечом, огнем, водой, виселицей, колесованием - одни по гражданским законам, другие канонической епитимьей - к примеру, обычное прелюбодеяние, и тому подобное, примеры чего можно найти в каноническом законе. Этому противостоит явная праведность "Scheingerechtigkeit", которая делает людей похожими на обезьян, попугаев и фиговые деревья Соломона (3 Цар. 10:22) и посредством которой человек делается хорошим перед людьми и не может быть осужденным, избегая наказаний закона, обретая преходящие обетования последнего [Рим. 10:5]. Моисей писал о праведности, относящейся к закону, что если человек исполнится ею, то он будет жить в ней (Лев. 18:5, сравните Гал. 3:12), в книге же пророка Исаии 1:19 сказано, что "если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли". Таким был Нееман Сириец, великий человек перед его господом, через которого ГОСПОДЬ дал спасение Сирии [4 Цар. 5:1]. Такими были многие цари Израиля и народ Израиля, которым ГОСПОДЬ дал добрые преходящие вещи и множество побед, невзирая на то, что они в то же время были идолопоклонниками; такими были и Самаритяне, от которых Бог отвратил львов [4 Цар. 17:25-40], хотя те одновременно поклонялись и идолам, и Господу. Таковыми являлись, согласно Блаженному Августину [в его книге "О граде Божьем", 51.1.14], и римляне, которым Господь даровал величайшую империю. Таковыми и по сей день являются все те, кто подвергает себя епитимье в связи с чумой, голодом, войной или с другими бедствиями, посылаемыми Богом, кто по всем этим поводам молится, совершает паломничества и дает обеты святым. Сюда же относятся и те, кто поклоняется святым ради телесных вещей, и священнослужители, которые служат ради настоящих [преходящих] вещей, и подобно вышесказанному и монахи, а также и все те, кто совершает множество вещей подобного рода. Короче говоря, это есть праведность, которая уже здесь получает свою награду, и хотя и наказуется в будущем, но несколько мягче, чем явные преступления [но впоследствии обретает вечное наказание, хотя и более мягкое, чем у совершивших суровые злодеяния].

Во-вторых, она служит не Богу, но себе самой, будучи не праведностью сынов, но праведностью рабов. Она не присуща христианам, но скорее свойственна евреям и язычникам. И не должны христиане быть ее приверженцами, ибо она происходит из страха наказания или из любви к своему собственному благочестию, а не из Божьей любви.

В-третьих, она творит лицемеров, гордых в сознании их собственных сердец, дерзких судей других людей, как это явно изображено в [притче о] Фарисее и Симоне Прокаженном. [Лук. 18:11; 7:39].

В-четвертых, Апостол провозгласил проклятие (Гал. 3:10): все, утверждающиеся на делах закона [говорит он], находятся под клятвою.

Следовательно, христиане, которые обогащены вечными благими вещами, не должны прибегать к этой [праведности], но скорее отвращаться (от нее) в пользу лучшей. Посему пусть никто чересчур не радуется всем этим вещам, только Бог обогащает князей Саксонии славой, богатством и удовольствиями, ибо они - религиозные [благочестивые господа]. А если этих вещей будет недостаточно, то Он воздвигнет гору из серебра, и мир [в той земле] при этом будет сохранен. Но пусть они исследуют сами себя - даст ли все вышеперечисленное что-либо ведущее к их спасению. Это нужно, чтобы они не впали в корысть. Ибо все эти награды - это награды нижайшей и проклятой праведности, относящейся к благословению Исава и его сыновей [Быт. 27:39]. Таковыми являются те, кто похваляется свободной волей Феманитов [доверяющие своей собственной самонадеянности, наподобие Феманитов - Вар. 3:23]. Бог вознаграждает даже злые дела, если только они кажутся добрыми в глазах людей, при этом сотворившие такие дела получают доброе в глазах людей.

ВТОРОЙ

есть существенный, неотъемлемый грех, называемый также и природным, первородным, чуждым, о котором говорится в Пс. 50:7: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. О нем говорит Христос: дерево не может приносить плоды добрые [Мат. 7:18], также в Рим. 5:19а,18а: непослушанием одного человека многие сделались грешниками, и преступлением одного всем человекам осуждение. И это такой грех, который делает предыдущую праведность ничем - осужденной, злом, о чем говорит Христос [Мат. 12:33]: Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или дерево худо и худы его плоды.

Во-вторых, грех этот неизлечим силой человека, и свободная воля здесь не имеет никакой значимости, так что даже и святые говорят: Зло, которого я не желаю, я делаю [Рим. 7:19] и Гал. 5:17: Ты не делаешь тех вещей, которые желаешь делать. Ибо мои чресла переполнены заблуждениями, и т.д.

В-третьих, это то, что испытываем все мы, будучи обуреваемы желаниями или в состоянии гнева, особенно когда встречаемся с препятствиями [objectis praesentibus], как говорит Господь в отношении нечистого глаза [Мат. 6:23]. Следовательно, я назвал этот грех существенным, неотъемлемым, потому что он остается с нами всегда, начиная с самого рождения, и никогда не покидает нас, вследствие чего он является по-настоящему действующим, как весна, как доза яда, или вода, естественным образом насыщенная солью [ sicut fons, venenum aut aqua salis naturaliter salsa est], как тело, пораженное проказой с самого своего рождения, или как слепой от рождения. Здесь я рассуждаю логическим образом.

Противостоящая этому греху праведность подобным же образом является природной, существенной, первородной, чуждой - это праведность Христа [Иоан. 3:5], которую человек не может обрести, если он не был возрожден водой и духом. Подобное же говорится и в Иоан. 1:12: Всем тем, кто воспринял Его, Он дал власть стать сынами Бога. И в 1 Иоан. 3:9: Тот, кто рожден от Бога, не грешит (т.е. не является грешником), но семя Бога сохраняется в нем [Рим. 5:18-19] посредством праведности одного человека, которая передана всем людям для их оправдания к жизни, и через послушание одного человека многие люди сделались праведными.

В отношении того, о чем я сейчас говорил, можно сказать, что сорт этой праведности будет - основной, основополагающий, наша скала и наша субстанция, в которой мы прославляемся в вечность, как говорит об этом Апостол, что наша жизнь спрятана вместе со Христом в Боге [Кол. 3:3], и снова: что мы в Нем можем быть праведными перед Богом [2 Кор. 5:21], и в 1 Кор. 1:30: никто не может положить иного основания.

Во-вторых, праведность эта через веру становится нашей [Рим. 1:17], праведный живет верой и Рим. 10:10: Сердцем верит к праведности. Эта [праведность] обретается посредством крещения, это то, о чем, собственно, и говорится главным образом в Евангелии. И это не праведность закона, но праведность благодати.

В-третьих, кто имеет эту [праведность], тот, даже если и согрешит, не будет осужден [Пс. 88:31,32, если они согрешили и т.д.] Ибо здесь присутствует испорченный сын (как тут сказано), который не может не грешить, что бы он не намеревался сделать [Пс. 24:10]. Всеобщий путь Бога - путь милосердия и истины.

В-четвертых, посредством этой [праведности] человек становится владыкой всех вещей, потому что его праведность взирает с небес [Пс. 84:11.12] и тут встречаются вместе праведность и истина, целуются праведность и мир, ибо истина возникает прямо из земли. Ибо без милосердия человек является лицемером, а без праведности он не может найти себе покоя, утешиться. Благодать делает [его] праведным и истинная праведность творит мир: но эта правда есть Христос, а человек есть ложь.

В-пятых, Апостолом сказано [Рим. 5:14]: что Адам есть образец всякого человека, кто когда-либо будет жить на земле. И очевидно, что таким же образом, как Адам совершением греха, чуждого всем остальным людям, и тем самым, грехом, ставшим их собственным, присущим им грехом, делает всех рожденными такими же, как и он сам, и дает им то же самое, что сам имеет (т.е. грех), так и Христос, посредством Своей собственной праведности, которая есть праведность Его Самого, чуждая людям и незаслуженная ими, делает всех тех, кто возрожден Им, праведными и спасенными, с тем, чтобы как мы были осуждены посредством чужого греха, так мы могли бы быть освобождены посредством чужой праведности.

Итак, я утверждаю, что эта праведность является существенной и вечной, потому что она остается всегда и не прекращает быть действующей где бы то ни было, согласно Пс. 111:9. Правда Его пребывает из века в век. Только Христос вечен: тем самым и праведность Его также вечна, в отличие от нашей праведности. В этом заключается милость Бога Отца, эта благодать Нового Завета, посредством которой Господь сладок для тех, кто есть Его: этой [благодатью] мы должны быть спасены и ничем иным. Деян. 15:9: Нет имени данного нам под небесами и т.д. Пс. 30:2: Твоею правдою избавь меня, и Бог, именем Твоим спаси меня, и далее [Пс. 53:3]. Это и есть то, о чем я говорю: Никто не спасен своим собственным именем, но спасен как член некоего класса (т.е. не как Петр, Павел, Иоанн, но как христианин), и, как говорится об этом в Иоан. 3:13: ни один не взойдет в небеса, если Он не сойдет оттуда сын человеческий, который в небесах, в отношении которого я только недавно говорил более полно.

ТРЕТИЙ

грех есть действительный, являющийся плодом первородного. Насчет этого с уверенностью можно сказать, что здесь присутствуют наши собственные личные грехи, а именно все дела, которые мы совершаем, даже включая сюда и праведные, предшествующие вере, согласно Апостолу в Рим. 2:21 и 3:10,11. Следовательно, ты, учащий другого, почему не научишь самого себя? и снова: нет праведного, нет понимающего, и снова: ибо ты, судящий другого, сам делаешь то же, и в том, в чем ты осуждаешь другого, ты осуждаешь самого себя, и при этом возрастает зло первородного греха (Рим. 2:1), и никак нельзя избежать этого греха своими собственными усилиями.

Противопоставляемая этому виду греха праведность - действующая ["активная"], вытекающая из веры и существенной праведности, в отношении которой Апостол говорит [1 Кор. 15:49]: Как мы родились в облике человека перстного, так мы будем также носить и образ небесного человека, и в Пс. 84:14. Праведность будет идти перед ним (что означает, что есть праведные в делах перед ним), и поставит на путь стопы свои. И здесь мы должны более подробно обсудить то, на чем прервались перед этим.

Во-первых, сказано, что эти дела достойны похвалы: Я не знаю, понимают ли они это, я сам признаюсь, что не понял этого. Вера сама по себе есть полнейшая заслуга: и просто пустой выдумкой является то, что какое-либо мимолетное действие удостаивает вечной жизни: необходимо, чтобы человек был достойным этого. Христос заслужил это для нас и даровал нам, и дарует это ежедневно.

Во-вторых, о какой заслуге может идти речь, когда реально все святые грешат, согласно следующему месту из Библии: Не входи в суд с рабом твоим [Пс. 142:2], да и сам Христос говорил [Мат. 7:11]: Если вы, будучи злы, а также [Мат. 6:12]: Прости нам долги наши, и Блаженный Августин говорит: горе жизни человека, какой бы достойной она ни была, если ее Бог будет судить без милости. С другой же стороны [2 Кор. 5:10]: Каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, также и в 2 Пар. 15:7: Ибо твой труд будет вознагражден, и в Быт. 15:1: Я твой щит, твоя награда чрезвычайно велика, и в Еккл. 9:7: Иди, ешь свой хлеб с весельем, и пей твое вино с радостным сердцем; ибо дела твои уже восприняты Богом. Наконец, пусть каждый христианин находится в сознании того, что дела его угодны Богу; и недопустимо даже, чтобы он имел сомнение в этом (ибо тот, кто таким образом сомневается, грешит тем самым, разрушая все свои дела и делая свой труд напрасным). Необходимо, чтобы он верил в то, что угодил Богу, как говорит об этом Апостол: Ибо похвала наша такова: свидетельство совести нашей, что мы жили в мире без упрека в простоте и в богоугодной искренности [2 Кор. 1:12], и снова [1 Кор. 9:26]: Потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; и Петр говорит [2 Пет. 1:10]: Будьте усердны на добрые дела, чтобы сделать ваши призвание и избрание твердым. Ибо тот, кто не знает или сомневается, хорошо ли он поступает, или же имеет постоянную уверенность о себе, что поступает плохо, всегда грешит и разрушает всю свою жизнь, потому что он при этом действует не по вере и не в вере.

Следовательно, что же нам делать? Как можем мы одновременно и защищаться против приговора о нашем осуждении, и искать славы? На это отвечается таким образом: Херувимы осеняют нас своими покрытыми лицами, по лицу они противоположны нам [Angesicht], но, подобно им, по виду, но не по лицу, мы также придем в место славы [Zuschauen]. Так противоположное между собою согласно во Христе. Так и твои дела, если взять их одни, сами по себе, являются грехами, и так ты сам вынесешь себе обвинительный приговор (т.е. если рассматривать их сами по себе, без Христа), но когда ты веришь во Христа и ему доверяешь свои дела, твои дела становятся тем самым угодными Богу, те самые дела, которые сами по себе угодить не могут, как церковные моления, например. Согласно этому, грешишь ты или нет, ты всегда твердо полагаешься на Христа и на ту природную праведность. Ибо семь раз в день упадет праведный и столько же раз встанет [Прит. 24:16], и Пс. 36:24: Хотя праведный и будет падать, он не упадет; ибо ГОСПОДЬ поддерживает его за руку.

В-третьих, какие дела нужно делать прежде всего? Я отвечу: Те, которые способствуют главной праведности и ослабляют первородный грех: посему каждый неизбежно должен исследовать себя, потому что первородный грех проявляется в одном человеке так, а в ином - по другому. Самое основное - моления, милостыня, пощение, еще же и то, что в Рим. 12 называется самым прекрасным из всех вещей и о чем в ином месте сказано: "Умертвите ваши члены" [Кол. 3:5]. Ибо ничего лучше нельзя извлечь из той третьей праведности, чем то, что будет низвергнут первородный грех и будет разрушено тело греха, и тем самым правящая праведность сама по себе сделается заслугой, не потому, однако, что награда воздается за совершенное действие, но только потому, что заслуга за этим следует неизбежно.

В-четвертых, прежде всего, берегите себя от дел, избранных самими вами, ибо такие дела не смывают грехи, а скорее даже усиливают их излияние, и примером подобных дел в наше время могут служить обряды, моления, маленькие речи [voculae], церковные структуры. Ибо могут очистить лишь дела, возложенные не на нас, а поименованные самим Богом: и лучшие из них - перенесение страданий, бедствий, нужды, бесчестия, смерти, потому что тут действует единственно Бог, а человек страдает, и самое прекрасное при этом, что убивается Адам и Христово вино очищено и подготовлено [Иоан. 15]. Ибо это есть наилучший путь к спасению, которым трудно идти, но в конце этого пути идущего ожидает полнейшее счастье.

Этим заканчивается проповедь о тройном грехе и о тройной праведности.

На початок!

Хрест "Благодать вам та мир нехай примножиться в пізнанні Бога й Ісуса, Господа нашого!" (2 Петра 1:2).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz