· Віра · Проповіді · Про УЛЦ · Літургія · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

Введенние в ФОРМУЛУ СОГЛАСИЯ
Роберт Произ

Зміст

17. Предопределение и избрание к благодати

      Читатель может спросить — зачем нужна глава, посвященная этой теме в такой небольшой брошюре? Разве нет чего-то поважнее в наших Вероисповеданиях?
      Я полагаю, необходимость обсуждения темы о предопределении можно обосновать двумя причинами: Во-первых, в "Формуле согласия" уделено очень много внимания обсуждению этой темы, хотя в те времена между лютеранами не существовало разно гласий по этому вопросу. Во-вторых, — что еще более важно, — Божие предопределение для всех Его чад, Его вечное избрание к благодати, открывается нам в Писании и представлено в наших Вероисповеданиях не для того, чтобы смущать христиан, вводить их в заблуждение, либо возбуждать какие-то ненужные и греховные помышления, но для утешения христиан и углубления их признательности всемогущей благодати Божией во Христе.
      Лютер сказал однажды, что учение о предопределении — это, образно выражаясь, "крепкое вино", которое не следует давать детям. Он имел в виду, что христиане не должны погружаться в глубокие размышления на эту тему, стремясь из любопытства открыть для себя непостижимые и сокрытые от нас намерения Божий. Скорее христианам следует рассматривать предопределение Божие в надлежащем контексте, как нечто, усиливающее и укрепляющее евангельское утешение. И именно таким образом представляет этот вопрос "Формула согласия". После того как человек узнает, что совершил Христос для искупления рода человеческого, после того как человек принимает добродетели Христовы, предлагаемые Духом Святым через Слово и Таинства, после того как человек узнает, что он оправдан и соделан чадом Божиим верою во Христа, после того как человек обретает уверенность, что Святой Дух по благодати содержит его в вере, — ему открывается учение о предопределении, дабы дать еще большую определенность и уверенность в благодати Божией (ФС, Детальное изложение, XI, 14-23).
      И это именно то, чем является предопределение — избрание к благодати, извечная милостивая воля любящего Бога, желающего даровать нам веру и спасти нас, Своих чад (там же, 24). Предопределение — это предвечное решение, которое является совершенно определенным и не может быть упразднено или кем-то отменено. Христианин, — даже, избранный, — может отпасть от благодати (там же, 42), но Бог будет снова милостиво восстанавливать его в Своей милости (там же, 75). Один из моих бывших профессоров выразил это учение "Формулы согласия" очень просто — до того просто, что, мне кажется, даже ребенок в состоянии понять его: Предопределение просто означает, что все, некогда совершенное Богом для нашего спасения, соделания нас Своими чадами и сохранения нас в вере, Он заключил во Христе и Его вечных деяниях ради нас. То есть мое спасение не является результатом каких-то причудливых и непредсказуемых деяний или реакций Бога на происходящее, — оно определяется Его извечным замыслом по отношению ко мне. Это должно приносить мне уверенность и утешение. И это именно то, что стремится донести до нас "Формула согласия" (там же, 45-47):

      "Таким образом, эта доктрина дарует также превосходное и славное утешение, заключающееся в том, что Бог был столь сильно озабочен обращением, праведностью и спасением каждого христианина и столь верно вознамерился совершить это [а значит, обеспечил], что до основания мира Он продумал все это и в Своем [тайном] плане предопределил — как Он приведет меня к нему [призовет и приведет меня ко спасению] и сохранит меня в нем. А также — что Он возжелал реализовать мое спасение столь хорошо и верно (качественно и надежно), что, поскольку — из-за слабости и порочности нашей плоти — оно может запросто быть утеряно из наших рук, или же — из-за коварства и могущества дьявола и мира — оно может быть вырвано и отобрано у нас, Он предопределил в Своем вечном плане, которому никто не может повредить, и отдал это на сохранение во всемогущую руку нашего Спасителя Иисуса Христа, откуда никто не может похитить нас (Иоан.10:28). Павел также говорит (Рим.8:28, 39): 'Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас (призванных по Его изволению) от любви Божией во Христе Иисусе', [Павел основывает определенность нашего блаженства на основании Божественного замысла, когда из нашего призвания по изволению Божьему он делает вывод, что никто не может отлучить нас... и т.д.]".

      В нашем предопределении есть что-то таинственное. В Писаниях и Вероисповеданиях оно кажется нам как бы "монетой с одной стороной". Ибо Божие избрание и предопределение касается только нас, христиан, а не всех людей (там же, 23). Но при этом все же не существует предопределения к осуждению и проклятию (там же, 7, 41, 80). Напротив, Бог искренне и настойчиво желает спасти всех (там же, 28), и Его евангельское приглашение, адресованное ко всем грешникам, неизменно и очень серьезно (там же, 34, 68).
      И, видя эту тайну, мы не сетуем, что Бог не избрал всех, равно как не вопрошаем — почему? Мы просто славим Бога за то, что Он избрал нас, и возносим Ему благодарения за Его милость.
      Несколько лет назад я проповедовал в часовне семинарии "Конкордия", в С.-Луисе, по Рим.8:28, — фрагменту, который касается вечного избрания. Д.-р Спиц, один из моих более пожилых коллег, подошел ко мне после проповеди и сказал, что он впервые слышал в этой часовне проповедь на данную тему. Я думаю, что он оценил ее. А почему бы, собственно, и нет? Как говорят наши Вероисповедания (там же, 48-49), это учение приносит нам

      "славное утешение во времена страданий и искушений, а именно — что Бог в Своем замысле до начала мира предопределил и положил, что Он будет помогать нам во всех бедствиях [огорчениях и трудностях], даровать нам терпение [в страданиях], побуждать [питать и ободрять] надежду и производить такой результат, который способствует нашему спасению.
      А также — как Павел, весьма утешительно, говорит об этом (Рим.8:28, 29, 35, 38, 39) — что Бог, в замысле Своем, предопределил до начала мира, каким страданиям и испытаниям Он подвергнет каждого из избранных Своих в образе Своего Сына, и что для каждого из них все Его страдания содействуют ко благу — потому что они призваны согласно замыслу — в результате чего Павел и заключает: определенно и несомненно, что 'ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем'".

На початок!

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz