· Про УЛЦ · Віра · Проповіді · Бібліотека · Календарі · Музика · Галерея · Ланки ·
Троянда Лютера

Сайт душпастиря Павла

E-m@il

"Происхождение Формулы Согласия"
Юджин Клуг

История создания и краткое содержание "Формулы"

Зміст

XII. О других фракциях [ересях] и сектах

Исторические предпосылки:
Сектантские течения, так и не принявшие Аугсбургское Вероисповедание

      Когда была поставлена последняя точка под артикулом XI, составители Формулы Согласия полагали, что теперь по злополучным разногласиям, разрушавшим Церковь, был нанесён смертельный удар. Была представлена чёткая позиция в поддержку Аугсбургского Вероисповедания по 11-ти спорным артикулам, а также были приняты специальные меры, дабы предотвратить дальнейший раскол. Более того, досадные разделения среди последователей Лютера, наконец-то, закончились молитвой о том, «чтобы все мы могли быть едины в Нем и постоянно пребывали в этом угодном Ему христианском единстве!» (ФС, Конспективное изложение, XI, 22).
      Однако всё ещё сохранялась угроза многочисленных сект. Они были представлены повсюду в пёстром разнообразии и зачастую разительно отличались друг от друга. Секты и культы называют неоплаченными долгами Церкви. Конечно, это далеко не полное определение, однако факт состоит в том, что такие крайние группы возникают на почве неспособности Церкви решать проблемы пресловутых «низов» — людей, стоящих на низшей ступени социальной и политической лестницы. Слишком часто эти «правоверные» становятся жертвами радикального мышления и эксплуатации со стороны предприимчивых вожаков, размахивающих лозунгами о светлом будущем, произвольно и соблазнительно манипулируя Божьими обетованиями. Часто это порождает противостояние, нередко открытый бунт против «традиций». «Традиционные» церкви — римско-католическая, лютеранская и/или кальвинистская как правило становились мишенью для подобных нападок. Проповедовался возврат к тому, что называли христианством I века, в противоположность государственной церкви. Такой экстремизм нередко кончался применением со стороны государства крайних мер.
      Религиозный радикализм не является чем-то новым. История изобилует примерами подобных радикальных фанатических течений. Реформация способствовала новому их всплеску. Один из коллег Лютера по Виттенбергу, Андреас Боденштайн фон Карлштадт, воспользовавшись вынужденным отсутствием Лютера в связи с его «Вартбургским пленением» со второй половины 1521 г. по начало 1522 г., призвал полностью уничтожить всякую память о римско-католическом наследии, освободив церкви даже от внешних атрибутов. Почти одновременно в Цвиккау появились печально известные пророки, наводнившие город своими прямыми откровениями от Духа. «Озаренные» Духом, они отвергли авторитет Слова Божия. Томас Мюнцер возглавил кровавое крестьянское восстание. Многие примкнувшие к его армии сложили головы в жестокой бойне под Франкенхаузеном.
      Пожалуй, самым заметным и долговечным среди радикальных направлений Реформации оказался анабаптизм. Авторы Формулы Согласия отмечают, что анабаптисты были представлены «множеством религиозных групп», и что, в силу такого разнообразия, их учения сложно объединить каким-то общим описанием — это имеет место и по сей день. Но как правило, будь они революционерами или пацифистами, анабаптисты непременно сеют раздор и имеют натянутые отношения с властью и церквями, что не соответствует раннехристианскому идеалу истинно возрождённых верующих. А в некоторых случаях они конфликтуют и с теми, кто не соответствует их пониманию семейных отношений, которые, как они полагают, должны быть радикально иными.
      Самые первые анабаптисты появились, как принято считать, в Цюрихе, когда некоторые из последователей Цвингли решили, что его реформы слишком умеренны и поверхностны. Поначалу они не настаивали на перекрещении, а просто делали акцент на том, что собрания верующих должны полностью состоять из истинно возрождённых верующих, требования к которым были исключительно жёсткими и законническими. Однако вскоре такие руководители как Георг Блаурок и Конрад Гребель сделали следующий шаг, заключавшийся в том, что только искренний верующий мог быть допущен ко Крещению. Это привело к перекрещиванию «верных», что в свою очередь послужило причиной, почему оппоненты назвали их анабаптистами, или перекрещенцами.
      Большинство ранних анабаптистов были пацифистами. Из-за своих крайних убеждений, они подверглись страшным гонениям, многие были убиты, особенно в католических землях, а также там, где их убеждения рассматривались как отголосок древней донатистской ереси. Отвергнув Крещение младенцев, они затем свели к нулю смысл Крещения и Святого Причастия как средств, через которые мы получаем благодать и прощение Божье. Они рассматривались лишь как символы обращения, и, как впрочем и само Слово Божие, считались чем-то второстепенным по сравнению с непосредственным принятием благодати от Святого Духа, прямым откровением «Слова Божия», нисходящим в их возрождённом собрании на каждого истинного верующего, на тех, кто отдал свою жизнь Богу, дабы жить «новой», «святой» жизнью.
      В то время в Европе возникали ещё более радикальные группы. Одним таким известным «пророком», за которым последовало множество народа, был Мельхиор Хоффман, прошедший путь от католика до лютеранина, затем ставший последователем Цвингли и, наконец, добравшийся до анабаптизма. В его пророчествах слышались апокалиптические нотки. Самым смелым было утверждение, что после его 6-месячного заточения наступит конец света. Когда пророчество не сбылось, его последователям пришлось серьёзно пересмотреть свои теории.
      Ещё более радикальной была группа, образовавшаяся вокруг Иоанна Маттиса и Иоанна из Лейдена, которые ратовали за полный переход города Мюнстера, что в Вестфалии, во власть новых правителей. Без сомнения, эта бесплодная попытка, при которой Иоанн из Лейдена даже провозгласил себя царём Нового Сиона, характеризует большую часть анабаптистов XVI века. Существующие формы государственной власти, церковь, дом и семейная жизнь — всё это стало объектом фанатических нападок Иоанна из Лейдена. Столь ужасное и безрассудное предприятие окончилось долгой осадой города, в результате которой он был полностью отвоёван отрядами католиков во главе с изгнанным епископом и его союзниками.
      Сохранившийся после этих событий анабаптизм под руководством таких людей как Оббе Филипс и Менно Симоне принял более умеренные, мирные формы (меннониты). Однако главные доктринальные отклонения от истинных библейских основ веры по-прежнему сохранялись. Эти отклонения чётко отражены в Формуле Согласия. Крещение оставалось лишь символом личного спасения, которое Дух совершает прямым, непосредственным образом. Крещение признавалось только через погружение. Вечеря Господня также носила лишь символический характер. Писанию уделялась вполне определённая роль, однако первое место всё же отдавалось непосредственному откровению Духа Святого в сердце верующего. Понимание Христова служения и Его Личности подверглось значительному искажению (не говоря уже о триединстве Божием), поскольку акцент делался на личной духовной дисциплине и святости, как условии включения истинно возрождённых в христианское собрание. От Крещения младенцев они отказались на том основании, что дети возрождённых христиан, якобы, безгрешны. Таким образом, они отвергли доктрину первородного греха. Продолжая противиться официальным властям, они навлекали на себя штрафные санкции и политические гонения. В конце концов, им пришлось спасаться бегством и в поисках пристанища перебираться в более безопасные земли. С собой они приносили своё странное «евангелие», а также весьма странный образ жизни и манеру одеваться.
      Движение, возглавленное Каспаром Швенкфельдом, хотя оно не имело ни особого успеха, ни продолжительности, было типично для ещё одного направления Реформации того периода. Ему был присущ необычный симбиоз «спиритуализма» и «рационализма», при котором человеческий дух превосходил по важности богодухновенное Слово Божье. Швенкфельд считал свою позицию золотой серединой между католицизмом и теологией лютеран. На самом же деле он изобрёл не что иное как крайнюю форму «эгоизма» XVI века. И хотя он был одним из ранних сторонников Лютера, к 1531 году Швенкфельд полностью отошёл от основных артикулов Реформации, таких как оправдание верою, авторитет Писания, действенность средств благодати (Слова и Таинств), Крещение младенцев, и, по его собственным словам, от практически всего Аугсбургского Вероисповедания. Сегодня сохранилось очень немного последователей Швенкфельда, в основном в Соединённых Штатах, почти исключительно в Пенсильвании.
      Себастьян Франк, находившийся под сильным влиянием идей Эразма, довёл его ошибочные гуманистские воззрения на христианство до ещё большей крайности. Испанец Хуан де Вальдес, живший почти всё время в Италии и собравший вокруг себя в Неаполе группу учеников, исповедовал подобного же рода субъективистские и мистические взгляды. Кроме того, он заявлял, что получает прямые откровения от Бога. В основном его представления сводились к строгому пиетизму, поскольку это было сердцевиной его теологии и сутью отношений с Богом.
      Эти сектантские, оккультного толка тенденции вели к тому, что можно смело назвать смещением Христа с престола, оскорблением истинной Божественной сущности Христа и Его суверенного владычества как Сына Божьего. Учение о триединстве Божием было превращено в антитринитаризм, что более всего проявилось во взглядах Мигеля Сервета — доктора родом из Испании. Спасаясь от испанской инквизиции, он нашёл пристанище в Женеве. Однако там за ересь его сжёг на костре Кальвин — событие, возможно, случайное, однако всё же проливающее свет на то, каким необоснованно жестоким было отношение швейцарских реформатов к ереси. Лютер, в свою очередь, будучи не менее беспощаден к лжеучениям, где бы он их ни встречал, никогда не считал, что меч государственной власти решит эту проблему. Если убеждения чистым Словом Божиим не было достаточно, то, полагал Лютер, ни костёр, ни государственная власть, ни высшая мера наказания не смогут произвести искренних перемен в сердце еретика.
      Наиболее долговечным из всех антитринитарских направлений было движение под руководством Фауста Социна (Социни), родом из итальянского города Сиены. Его дядя Лелиус Социн был первым, кто выдвинул то, что впоследствии развилось в неоарианское понимание Бога. Со своими широкими либеральными взглядами они поначалу искали пристанища в землях, где Реформация пришла в упадок, надеясь, что их откровенно интеллектуальный подход к религии найдёт горячий отклик. Но они, напротив, обнаружили, что ни Виттенберг, ни Женева не были готовы к тому, чтобы отрицать Писание в угоду измышлениям, бросающим тень на величие Христа. В конце концов они перебрались в Польшу, где им удалось приобрести немало последователей, особенно среди знати. Большую часть XVI столетия они процветали. Раковский Катехизис (названный в честь местечка Ракова, что в Польше, 55 миль на северо-запад от Кракова) — свидетельство немалого их успеха. Однако со временем их вынудили покинуть эти католические земли и искать приюта сперва в Голландии, потом в Англии и, наконец, в Америке, где они появились под видом унитарных церквей, существовавших некоторое время в подполье, под прикрытием таких деноминаций как конгрегационалисты и англикане. Предупреждения об опасности антитринитаризма, включённые в Формулу Согласия, помогают предотвратить вторжение этой ереси в конфессиональные лютеранские церкви на протяжении вот уже нескольких веков.
      Однако секты и сектантство не так-то просто изжить. Они порождаются тем же самым субъективизмом в теологии, которому мы обязаны появлением лжеучений в основных христианских конфессиях, таких как католичество, кальвинизм и даже лютеранство. Всякий раз, когда авторитет Писания пренебрегается, человеческие измышления берут верх. Так с холмов ли Ватикана, с плоскогорий Теннеси, или вообще откуда угодно, в Церковь проникает яд теологических лжеучений, и эти «Traumpredigten», «лжепроповеди», как называл их Лютер, порабощают религиозное сознание и жизнь людей. Секты — это серьёзная угроза. Но, несмотря на присущий им эгоцентризм и теологические заблуждения, в них, всё же, остаётся достаточно евангельской правды для того, чтобы называть их христианскими. Более серьёзную опасность представляют культы: Свидетели Иеговы, Мормоны, Христианская Наука Мэри Бэйкер Эдди и другие. Там христианства не осталось. В отношении таких церквей необходимо проявлять неусыпную бдительность. В конце Формулы Согласия звучит следующее наставление: «Всем благочестивым христианам следует сторониться этих артикулов настолько, насколько благополучие и спасение их душ дорого им (ФС, Дет. изл., XII, 38)».

На початок!

Хрест "Отже, насамперед дякую Богові моєму через Ісуса Христа за всіх вас, що віра ваша звіщається по всьому світові" (Рим. 1:8).

Українська Лютеранська Церква.

Copyright Rev. Pavlo Bohmat
При використанні матеріалів цього сайту робіть ланки на нього.
Hosted by uCoz